Михаил Швыдкой: Культурные связи - уникальный инструмент диалога стран

Сегодня в Новой галерее Нью-Йорка состоится церемония открытия выставки "Русский модернизм: пересечения стилей немецкого и русского искусства, 1907-1917", завтра она будет представлена широкой публике. Уникальная по составу работ экспозиция состоит из картин, включенных в коллекцию Новой галереи, которая позиционирует себя как музей немецкого и австрийского искусства, и первоклассных произведений русского авангарда двух первых десятилетий ХХ века, предоставленных нью-йоркской галерее известным российским бизнесменом и филантропом Петром Авеном, владельцем одной из лучших в России частных коллекций изобразительного и прикладного искусства.

Выставка, привлекающая шедеврами великих русских и немецких мастеров начала ХХ столетия - от Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова до Василия Кандинского и Эрнста Людвига Кирхнера - сама по себе явление из ряда вон выходящее. Сопряжения творческих поисков таких известных групп экспрессионистов, как "Мост" и "Голубой всадник", с работами российских авангардистов, объединенных в товарищества "Бубновый валет" и "Ослиный хвост", открывают новые художественные смыслы, демонстрируют неожиданные и сущностные сближения. Искусство расширяет границы привычного и возможного, отказывается от жизнеподобия во имя постижения сути бытия. "Эпоха канунов" оборвется в России и в Германии кровавыми революциями. Революционные утопии откроют новые горизонты творчества, создадут иллюзии надежды - предощущение всего этого можно угадать в работах великих мастеров-новаторов, которые прозревали трагедии будущего в благополучно буржуазную предвоенную эпоху. Пересечения русского и немецкого искусства начала ХХ века открывают сложные процессы формирования мирового художественного пространства в современном понимании этого понятия. Не теряя своей национальной идентичности, художники из России и Германии открывают свою внутреннюю связь с творческими поисками создателей многонациональной Парижской школы. Вместе они раздвинут границы искусства и представлений об искусстве, предопределят тенденции развития культуры ХХ столетия. Какие бы железные и идеологические занавесы ни разделяли мир, научное и художественное творчество словно не ведало преград - сближений куда как больше, чем различий. Это важное понимание глубинного единства многообразной мировой культуры команда исследователей и кураторов, подготовивших и саму выставку в Новой галерее, и ее серьезный научный каталог, стремится сделать доступным широкому кругу зрителей.

Словом, совместный проект Петра Авена и Рональда Лаудера станет заметным событием в мировом культурном пространстве, которое сегодня не исчерпывается лишь крупнейшими музейными собраниями. Частная инициатива играет в нем все большую роль, и если для современной России в этом есть элемент новизны, то американская культурная жизнь формировалась как результат усилий отдельных граждан. В США не так много государственных учреждений культуры - забота властей состоит прежде всего в создании благоприятного климата для частных пожертвований в культуру. Принятый около десяти лет назад закон, по которому переданные в музеи произведения искусства оцениваются по рыночной стоимости на день дарения, а не по цене их приобретения, в еще большей степени стимулировал меценатов и благотворителей - это позволяет весьма серьезно сократить общую сумму налогов. Впрочем, Новая галерея была создана до принятия этого закона, еще в прошлом столетии, известным нью-йоркским галеристом Сержем Сабарски и его близким другом, знаменитым предпринимателем и меценатом Рональдом Лаудером. В 1994 году "Галерея Сержа Сабарски" переехала на угол 86-й улицы и 5-й авеню в специально купленное здание, где рядом с крупнейшими музеями Нью-Йорка, расположенными на так называемой Музейной миле, была открыта Новая галерея, одно из лучших собраний немецкой и австрийской живописи в мире. Среди последних приобретений коллекции полотно Климта "Портрет Адели Блох-Бауэр 1", купленное Р. Лаудером в 2006 году за 135 миллионов долларов, и работа Эрнста Людвига Кирхнера "Уличная сцена в Берлине", которую он приобрел в том же году за 38,1 миллиона. При том, что обороты мирового рынка искусства - старого и новейшего - исчисляются миллиардами долларов, не стоит поддаваться гипнозу больших чисел. Просто надо понимать, что частная инициатива - это основа любой художественной жизни. Люди будут творить вне зависимости от наличия или отсутствия государственного заказа. Жажда художественного или научного созидания - одна из важнейших потребностей человека. Она не менее властна, чем другие основные инстинкты. Разве что более избирательна.

Как известно, из-за неправомерного судебного решения в округе Колумбия по иску американской общины любавических хасидов к Российской Федерации около пяти лет назад были приостановлены все обмены между государственными музеями России и США. Дефицит общения восполнялся лишь частными коллекционерами из США, прежде всего Михаилом Барышниковым и семьей Беккерман, чьи собрания были представлены в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Русском музее. Но никогда прежде шедевры из российской частной коллекции не были представлены широкой публике в США.

Выставка в Новой галерее, безусловно, имеет и важное политическое значение. Особенно в нынешних условиях, когда американские власти являются главными архитекторами политики санкций против России. В пору, когда проблема доверия становится ключевой в отношениях государств, культурные связи становятся уникальным инструментом сохранения диалога между нашими странами и народами. Диалога, который не может быть прерван.