Укрепление рубля снизит цены на лекарства

Лекарственный рынок привык занимать привилегированное положение среди других потребительских рынков. Оно определяется отношением потребителей (среди которых всегда были не только простые пациенты, но и такая важная категория, как врачи), государства в лице регуляторов и вниманием инвесторов. Но есть еще одна особенность этого рынка, которая несколько отличает его от прочих. Это изменение некоторых характеристик товара в период кризиса.

За прошедшие 17 лет рынок попадал в кризисное положение два раза. И если реалии 1998 вспоминаются уже с трудом, то события 2008-2009 годов еще свежи в памяти. И тогда, и сейчас основным фактором влияния стала девальвация. Но шесть лет назад рубль слабел постепенно, медленнее, чем в этот раз. В результате в третьем квартале 2008 года ожидавшаяся инфляция в 10% была "съедена", а ко второму кварталу 2009 года, когда "качели" девальвации уже качнулись в обратную сторону, достигла максимума. Максимум тогда составлял 26,4% к уровню цен прошлого года и распространялся на все лекарственные препараты, обращавшиеся на рынке. На этом, собственно, сам кризис закончился, но не закончилось его влияние. Оно выразилось по-разному.

Во-первех, значительно выросли цены. Были компании, которые закладывали в повышение цен все свои риски. Во-вторых, не отмечалось существенного сокращения потребления практически всех групп препаратов как по ценовым категориям, так и по терапевтическим. По итогам 2009 года пострадала лишь группа оригинальных препаратов, у которых закончился срок патентной защиты. Они были самыми дорогими, цены на них в среднем повышались наиболее сильно, и эластичность по цене для широкого спектра препаратов этой группы была также весьма выраженной. Потребление этой группы препаратов упало на 4,6%, но это не помешало всему розничному рынку вырасти на невиданные дотоле 12%. И, что характерно, препараты, имевшие патентую защиту, как будто бы даже не заметили кризиса - их потребление также выросло. Не говоря уже о сегменте брендированных дженериков, где рынок как по стоимости, так и в упаковках рос как на дрожжах. Так было только на фармрынке, хотя тогда же на рынках продуктов питания и товаров народного потребления уже на относительно ранних этапах кризиса произошло и перераспределение потребления в пользу более дешевых товаров, и переориентация потребителей на магазины экономкласса. Покупательная способность в те годы заметно отличалась от сегодняшней ситуации.

Еще один фактор, повлиявший на различия кризиса 2008/09 годов и нынешнего, заключается в том, что тогда в России не было системы контроля цен для перечня ЖНВЛП. Именно из-за резкого роста цен в тот период эта система была оперативно разработана и внедрена в 2009 году. Сейчас эти препараты находятся в жестких рамках ценового регулирования, которое не дает всем участникам товаропроводящей цепочки возможности повышать цены, оставляя ее только для отечественных лекарств и только в рамках официального уровня инфляции.

В нынешнем кризисе есть много общего с предыдущим (см. диаграммы). Инфляция цен на лекарства так же следует за девальвацией рубля и снижается, как только рубль существенно укрепляется. Однако глубина девальвации в 2015 году оказалась существеннее той, что мы наблюдали 6 лет назад. Поведение цен на лекарства при этом имеет четкую корреляцию с инфляцией, однако существенно отстает по глубине. В целом в первом квартале 2015 года инфляция по сегменту препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, находилась на уровне 28%, тогда как девальвация по доллару в среднем достигала 70%. Это означает, что в товаропроводящей цепочке все игроки действовали осторожно, принимая решение об увеличении цены.

Одним из важнейших факторов текущего кризиса стала возросшая чувствительность потребителей к цене лекарств. Опасения потерять уровень потребления, уступить его более дешевым аналогам сдерживало аппетиты многих участников рынка. Все последние годы потребление в сегменте безрецептурных препаратов и без того не давало поводов для оптимистичных прогнозов по росту. В кризис эти ожидания получили дополнительные аргументы. Если до сих пор сокращалось потребление прежде всего наиболее дешевых торговых марок, которые постепенно вымывались из ассортимента, то в 2015 году свой вклад в эту негативную тенденцию, вероятно, сделают те же группы оригинальных препаратов, а также в целом безрецептурные средства. Более выгодную позицию занимают дженерики - в рецептурном сегменте этой группе препаратов предоставится возможность выиграть и за счет переключения спроса, и за счет экспансии новых молекул.

В сегменте ЖНВЛП возможен даже всплеск потребления. Ведь продукты в этом сегменте не могут сильно подорожать. Но, к сожалению для потребителей, в отличие от продуктов питания, в лечении не всегда можно поменять одни продукты на другие "внутри" рациона.

Ориентируясь на данные о кризисе 2008/09 годов, можно достаточно уверенно предсказать, как будут меняться цены до конца года. В случае существенного и стабильного укрепления рубля они, безусловно, медленно пойдут вниз и зафиксируются на тех рубежах, где участники товаропроводящей цепочки почувствуют условное "дно". Если волатильность сохранится и курс рубля будет нестабильным, то, скорее всего, мы столкнемся с "ползучей" инфляцией стоимости лекарств - резких скачков не будет, но рост все же будет ощутим для потребителя.