- На большей части нашей страны уже стартовал дорожный сезон-2015. В этом году на федеральных трассах предстоит выполнить работ на 500 с лишним млрд руб. Таким образом, по сравнению с прошлым сезоном финансирование отрасли увеличено более чем на 20% (в 2014 году бюджет Росавтодора составил 430 млрд руб.). В целом до 2018 года на развитие федеральной сети из государственной казны планируется направить более 1,5 трлн руб.
Однако вместе с ростом объемов финансирования растет и число задач. В 2018 году необходимо привести в нормативное состояние всю сеть федеральных автодорог, ввести в эксплуатацию крупнейший в истории дорожного хозяйства транспортный переход через Керченский пролив, завершить подготовку к проведению Чемпионата мира по футболу. А к 2022 году - удвоить объем строительства и реконструкции всех дорог общего пользования по сравнению с 2003-2012 годами.
Несмотря на текущую экономическую ситуацию, сокращения расходов на приведение дорог в нормативное состояние не будет. В 2015 году на ремонт и содержание федеральных трасс ведомство направит 219 млрд руб., будет отремонтировано 9400 км.
Не планируется пока и сокращения субсидий регионам по программе подготовки к ЧМ по футболу 2018 года (на эти цели предусмотрено 10 млрд руб. в 2015 году). 54 млрд руб. будет выделено в этом году на реализацию проекта строительства Керченского моста.
Вместе с тем Росавтодор вынужден оптимизировать расходы инвестиционного характера. Это означает, что в 2015 году на строительство дорожных объектов планируется выделить 92 млрд руб. Отмечу, что большинство контрактов на строительство имеет долгосрочный характер (3-4 года), и в условиях оптимизации бюджета необходимо прежде всего ввести в эксплуатацию в установленные сроки все объекты, которые уже находятся в стадии активной реконструкции или строительства. Всего по итогам строительного сезона планируем ввести в эксплуатацию 324 км новых и реконструированных дорог.
Кроме этого, Росавтодор сфокусируется на создании новых технических заделов для дорожного строительства: проектировании объектов, подготовке необходимой документации, территорий и т.д.
В связи с этим объемы нового строительства и реконструкции дорог в ближайшее время будут нарастать более плавно, чем в 2013-2014 годах. Так, в 2016 году планируется ввести в эксплуатацию 360 км новых трасс, в 2017-м - 384 км. Но уже в последующие годы дело пойдет быстрее - до 750-1000 км за сезон.
Такие темпы и объемы дорожного строительства на федеральных трассах уже будут соответствовать поручению президента РФ об удвоении дорожного строительства к 2022 году по сравнению с предыдущим десятилетием.
- На каких объектах будут сосредоточены усилия в этом году?
Старовойт: Прежде всего это проектирование и строительство моста через Керченский пролив. Также начнется реконструкция участков автодороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Большой объем строительных и ремонтных работ намечен на федеральных дорогах Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа и других регионов страны.
- Сколько средств выпало из бюджетов регионов в 2015 году в результате налогового маневра? Какая сумма межбюджетного трансферта направлена на компенсацию?
Старовойт: Подводить точный баланс на один 2015 год сложно, так как эти доходы еще не выпали: акцизы собираются весь год, а прогноз их поступления достаточно консервативен и строит его минфин. Вместе с тем прогнозируемый объем выпадающих доходов на нынешний год составляет 21,8 млрд руб. Эта сумма уже учитывает увеличение ставок акцизов на нефтепродукты на 1 руб. за литр, а также перевод в бюджеты субъектов РФ 28% доходов от акцизов (которые ранее поступали в Федеральный дорожный фонд). В регионы решением правительства направлены дополнительные 69,3 млрд руб., предусмотренные на выполнение поручения президента РФ об удвоении объемов строительства и прироста дорожного хозяйства России в километровом выражении. При этом предложения по особо крупным и важным для социально-экономического развития страны проектам утверждались трехсторонней рабочей группой из представителей Госдумы, Совета Федерации и правительства. Это объекты в 18 регионах, к ним относятся в основном обходы крупных городов и стратегически значимые мосты. Например: обход Нижнего Новгорода, Оренбурга, Калуги, Балаковский мост в Саратовcкой области и др. Что касается распределения остальной суммы субсидий, то здесь действует схема, аналогичная схеме распределения доходов от акцизов (применяются те же коэффициенты). При этом решения о том, какие задачи дорожного хозяйства в каком регионе важнее, принимаются не в Москве, а на уровне самих регионов и данных, представленных самими субъектами. В целом на первый план выйдут целевые показатели региональных программ по удвоению объемов строительства и реконструкции в сравнении с предыдущим десятилетием. Вероятно, приоритет субъекты РФ отдадут менее капиталоемким проектам и увеличению протяженности сети дорог местного и регионального значения.
- Осенью должно начаться взимание платы с грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Поможет ли это снизить износ автодорог?
Старовойт: Реализация проекта "Система взимания платы (СВП) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" - один из крупнейших проектов Росавтодора с привлечением внебюджетных источников финансирования. Задача предусматривает автоматизированный сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении большегрузных авто в режиме реального времени. В основе проекта СВП лежит справедливый и наиболее востребованный в мире принцип "пользователь платит". Это означает, что платежи в счет возмещения вреда федеральным дорогам вносятся теми, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая при этом на перевозках. По данным исследований, проезд одного 12-тонника по своему разрушительному воздействию на дорожное полотно сопоставим с проездом 50-60 тыс. легковых автомобилей. При этом около 56% вреда, наносимого федеральным дорогам, приходится именно на 12-тонники. Соглашение с концессионером уже подписано. По условиям контракта к ноябрю 2015 года он должен установить рамные конструкции контроля, выдать бортовые комплекты перевозчикам, организовать работу сервисных центров для обработки обращений перевозчиков и т.д.
Действие СВП рассчитано на почти 50 тыс. км сети федеральных автодорог (за исключением платных участков, находящихся в управлении ГК "Автодор"). Основные принципы системы - это оплата только за фактически пройденное расстояние, полное исключение человеческого фактора, использование глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS. Контроль будет осуществляться с помощью системы мобильного (курсирующие по федеральным трассам специальные автомобили - не менее 100 ед.) и стационарного контроля (рамные конструкции на трассах - не менее 480 шт.). Система контроля будет "ловить" нарушителей в автоматическом режиме с использованием средств фото- и видеофиксации.
Тариф за движение 12-тонников составит 3,5 руб. за км. Все полученные деньги будут направляться в Федеральный дорожный фонд, который является основным инструментом финансирования ремонта и содержания дорог. Прогнозируется, что дополнительные поступления в ФДФ составят около 50 млрд руб. в год. При этом уже с 2016 года часть доходов государства от реализации проекта планируется направлять на поддержку региональных дорожных проектов, которые пока не имеют возможности финансироваться из местных бюджетов.