Тотальный запрет на курение вызывает стресс и дискомфорт у курящих и создает неудобства для некурящих пассажиров, считают авторы идеи. Это привело к тому, что дымить начали в туалетах, создавая пожароопасные ситуации. Необходимо вернуть возможность курения в специально отведенных местах, считают авторы.
Человек, зависимый от никотина, может испытывать физическое недомогание при многочасовом перерыве от курения, говорят эксперты. При этом путешественникам приходится проводить в закрытых зонах аэропорта много часов. Особенно это касается транзитных пассажиров или тех рейсов, которые задерживают.
Между тем многие эксперты скептически отнеслись к идее возвращения курилок. "Мы не можем отрицать тот факт, что с ребенком зайти в туалет аэропорта сегодня фактически невозможно", - говорит руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев.
"Но это не повод для того, чтобы возвращать курилки, - уверен он. - Мера, предпринятая в рамках нашумевшего антитабачного закона, показала свою эффективность. Курить стали меньше, дети и подростки защищены от "губительного" воздействия табака". А решить проблему с туалетами сегодня можно простой установкой систем пожаротушения. "Одного обольет водой, второго, третий уже не пойдет", - говорит Хамзаев.
С ним согласна и сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина. По ее словам, возвращать курилки в том виде, какими они были раньше (стеклянные капсулы на самом видном месте), категорически нельзя.
"Раньше курительные комнаты не только раздражали, но и отравляли некурящих пассажиров. Сейчас же дым иногда можно почувствовать в туалетах, но это минимальное воздействие, - говорит она. - Самую главную миссию антитабачный закон выполнил, он избавил россиян от воздействия дыма. Эти достижения нельзя просто перечерк-нуть". Теперь нужно стимулировать тех, кто дымит, к отказу от курения, ведь эта привычка "забирает" 10 - 14 лет жизни. А это для нашей страны совершенно неприемлемые потери, добавила Халтурина.
Между тем оба эксперта готовы рассмотреть возможность альтернативы курилкам. "Никотиновая зависимость - настоящая болезнь. Долгое "воздержание" может сказаться на психологическом состоянии пассажиров, а ведь самолет является транспортом повышенной опасности, - говорит Султан Хамзаев. - Поэтому если аэропорт согласится сделать специальную зону для курения, скрытую от людских глаз и защищенную усиленной вентиляцией, то этот вопрос имеет право на обсуждение, но пока не более того".
По его словам, надо профессионально проработать этот вопрос в рамках общественных слушаний с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе и медиков. Пусть они докажут, что это действительно необходимо, добавил эксперт.
Другой альтернативой могут стать и специальные зоны для курения на открытом воздухе. "Они могут быть оборудованы на крышах, трассах, балконах. Главное, чтобы это было скрыто от людских глаз, - говорит Дарья Халтурина. - Но и для их установки необходимы более веские основания, чем опрос в социальных сетях".
Гораздо лучше поставить в центре зала ожидания медицинский ларек, где будут продаваться антиникотиновые пластыри, уверена она. Может, кого-то это подвигнет на старт собственной антитабачной кампании.