Прелюдией к этой теме стало выступление на круглом столе в выездной редакции "Российской газеты" на Нижегородской ярмарке заместителя главного геолога геоцентра "Москва" Виталия Хамантова, который представит на форуме идею о необходимости создания резервного фонда стратегических ископаемых. По его словам, тема обострилась в связи с последними внешнеполитическими событиями, поскольку наличие стратегических полезных ископаемых напрямую влияет на безопасность страны и ее суверенитет.
- Мы проанализировали ситуацию, - рассказывает он,- и пришли к выводу, что стратегические полезные ископаемые находятся в настоящий момент вне зоны интересов инвесторов. Большинство из них не так интересны рынку, поскольку цены на них не велики. Из 29 видов только шесть востребованы рынком. Это нефть, газ, алмазы, драгметаллы. Остальные остаются в тени.
Нынешняя система подготовки стратегических запасов сырья не упорядочена и входит в противоречие с государственными интересами, так как рыночный механизм не позволяет готовить эти запасы. При этом в перечень подземных ископаемых, по его мнению, нужно включить и подземные воды. Поскольку они, без преувеличения, являются стратегическим запасом страны. С ним солидарен и президент Российского геологического общества Виктор Орлов.
- Нефть можно заменить другим энергоносителем, - говорит он, - а воду - нечем. И сегодня мы вынуждены констатировать хроническое загрязнение подземных вод. Уже сейчас очагов загрязнения свыше шести тысяч. При таких темпах неизвестно, что будет через 50 лет.
Обострению ситуации способствует то, что сегодня недостаточно эффективна система мониторинга за подземными водами. 70 процентов скважин используется бесконтрольно.
По данным директора регионального центра мониторинга состояния природных недр по ЦФО Татьяны Гопен, далеко не все субъекты страны способны выделить на мониторинг необходимые средства. В ее федеральном округе только четыре региона из 18 финансируют эти работы. Много лет не выделяются деньги и на ремонт скважин, из-за чего они нередко находятся в запущенном состоянии, ухудшается их качество и количество.
- В итоге, - говорит она, - когда муниципалитет придет с вопросом, где им взять воду, мы не сможем ответить. При этом много нелицензионной добычи воды, бесхозных скважин. А когда в 2010 году горели в Подмосковье торфяники, необходимых данных не оказалось даже у МЧС. В Твери в будущем году планируют провести такую работу с учетом интересов МЧС, чтобы знать хотя бы, где брать воду в критических ситуациях. Но в целом такой работы почти не ведутся, хотя в ЦФО 15 субъектов из 18 больше половины воды берут именно из подземных источников. А некоторые населенные пункты находятся полностью на подземном водоснабжении.
По ее словам, сейчас часть лицензирования скважин отдали субъектам, и пока неизвестно, не приведет ли это к новым проблемам. Поэтому должна быть масштабная государственная программа с привлечением как федеральных, так и региональных средств. Учитывая, что муниципалитеты на практике деньги на это не найдут. При этом в Европе мониторинг подземных вод развит очень хорошо и ведут его по нашим советским учебникам.
Кроме того, проблема еще и в том, что даже имеющиеся скважины выходят из строя, а нужно не только старые ремонтировать, но и бурить новые. А пока, по словам главного геолога "Волгагеология" Евгения Кочурова, Россия ежегодно теряет тысячи скважин. Некоторые выпадают из наблюдения, и сделать по ним объективные выводы трудно. Формально они есть, а фильтры заилены, и химический состав воды уже нелегитимный. Или наоборот, по документам скважины нет, а на самом деле ею активно пользуются.
- У нас все города-миллионники используют поверхностную воду. Это чревато тем, что, как бы ни были совершенны методы очистки, найдутся новые элементы, для удаления которых нужна будет новая технология. А подземные воды - гарантированно защищенные источники. Там довольно стабильный химический состав, их легче контролировать.
Как считают эксперты, придание воде статуса полезных ископаемых или даже стратегических поможет выправить ситуацию со всеми вытекающими отсюда последствиями.