Корреспондент "Российской газеты" прошел по всей цепочке "от поля до прилавка". И вот что получилось. За 90-100 рублей на рынке отдают залежалые томаты, пристроить которые сможет не каждая хозяйка. Хорошие плоды стоят от 130-140 рублей за килограмм. Смотрим в крупном сетевом магазине. Среди них есть и элитные сети, и дискаунтеры. Везде и товары, и цены разные. Тот, в котором решил проверить цены корреспондент "РГ", позиционирует себя как гипермаркет, где можно найти хорошее качество по низким ценам.
И правда, к качеству не придраться. На овощной полке нет ни одного жухлого томата. Но цены далеки от того, что можно найти на оптовой базе.
Самая дешевая упаковка - чуть меньше 50 рублей за 200-граммовую пачку "черри".
То есть килограмм стоит почти 250 рублей. На крупные томаты цены примерно те же: 600 граммов - 110-140 рублей. Причем такое соотношение оптовых и розничных цен характерно не только для столицы и Подмосковья.
Откуда же берется такая наценка? Понятно, поставщику надо потратить деньги, чтобы привезти товар, какое-то время его хранить, платить за аренду помещений и зарплату сотрудникам. Но все больше компаний, занимающихся оптовыми поставками продуктов, в последнее время жалуются на торговые сети. Мол, те получают слишком большую маржу. "Из некоторых сетей мы просто ушли. Накрутки у них такие, что приходится либо работать себе в убыток, либо наши огурцы и помидоры на полке стоят слишком дорого", - рассказывает директор одной из московских фирм.
А производитель сыра расписывает картину на цифрах: "Возьмем стоимость килограмма сыра на полке - 600 рублей. Примерно 200 рублей приходится на закупочную стоимость молока. Еще 100 рублей прибавляется на заводе, примерно половину из которых составляет наша прибыль. Остальное - себестоимость производства. 240 рублей забирает себе торговая сеть - в виде бонусов со стороны производителя и официальной торговой наценки, которая ниже этих самых бонусов. Остаток цены приходится на НДС в 10 процентов".
Торговые сети конкретных цифр открыто не озвучивают. Но настаивают, что их наценки не так уж и велики, ведь они несут немалые издержки. Кроме того, средства нужны на развитие. Так что нынешнее положение дел торговцы называют справедливым.
В итоге спор между поставщиками и торговыми сетями недавно дошел до главы правительства. Дмитрий Медведев поручил всем заинтересованным сторонам к 1 сентября 2015 года выработать согласованные поправки в закон о торговле, чтобы не дать цене товара расти без оглядки по дороге к потребителю.
"РГ" выяснила у представителей различных ассоциаций и организаций, что именно, по их мнению, нужно поменять в этом документе. Многие из опрошенных экспертов будут принимать непосредственное участие в написании поправок в закон.
Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молочной продукции ("Союзмолоко"):
- Основная проблема закона о торговле заключается в том, что его постоянно нарушают.
Сейчас в нем написано: магазин вправе брать с поставщика вознаграждение не больше 10 процентов от стоимости поставленного товара. И производители бы и не возражали. Проблема как раз в том, что доминирующие сети часто давят на поставщиков и заставляют их платить больше.
Если сейчас магазины докажут, что они готовы избавиться от этих фиктивных договоров, закон в этой части можно не трогать. Если нет, то единственный способ лечения болезни - запретить любые договоры между сетями и поставщиками, кроме договоров поставки.
Кстати, торговые сети признают наличие фиктивного маркетинга. И если мы наведем порядок в этом вопросе, издержки станут меньше, ценовая ситуация будет более стабильной. В любом случае улучшение взаимоотношения между сетями и поставщиками положительно скажется на ассортименте в магазинах и ситуации с ценами.
Дмитрий Добров, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции:
- А мы поддерживаем изменение, которые в своем законопроекте предлагают депутат Ирина Яровая и ее соавторы (Он во вторник был принят в первом чтении. - "РГ".) Главное - это снижение размера бонусов, которые в законе называются вознаграждением, с 10 до 3 процентов.
Нынешняя ситуация приводит к тому, что поставки в крупные торговые сети продукции нижнего и среднего ценового сегмента идут либо "в ноль", либо в убыток. За счет того, что помимо разрешенного законом вознаграждения производителей вынуждают оплачивать различные услуги маркетингового, логистического или рекламного характера. И эти услуги "привязываются" к поставке. То есть не заплатил - у тебя не берут товар.
Если взять общую сумму наценок торговых сетей, включая официальный размер вознаграждения и стоимость всех навязанных услуг, получается, что они в реальности достигают 30-50 процентов от стоимости товара. По нашим оценкам, доход производителя от производства водки нижнего ценового сегмента может измеряться несколькими рублями, а доход сети от ее продажи может достигать 100 рублей. Производителю приходится закладывать стоимость всех дополнительных услуг в свою цену, что приводит к подорожанию продуктов в рознице.
Дмитрий Леонов, зампредседателя правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз":
- Любые изменения в закон должны быть детально проанализированы экспертным сообществом на предмет возможных последствий для отрасли.
Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС) взял на себя ответственность ко второму чтению представить в свою окончательную позицию по поправкам в закон о торговле. Единогласно все участники совета поддержали решение об усилении надзорной функции ФАС в интересах честной конкуренции.
Но есть риск, что предложенное депутатами ограничение всех выплат торговым сетям 3 процентами с целью искоренения практики фиктивных выплат, не сможет полностью решить данную проблему. В последствии такие фальш-выплаты могут просто перейти в фальш-скидку, которую недобросовестные ритейлеры будут требовать с поставщика за проведение несуществующей или навязанной промо-акции. И если текст изменений в закон не поменяется во втором чтении, то фальш-маркетинг будет теперь ограничен 3 процентами от суммы договора, но реальным маркетингом он сам по себе от этого не станет.
Что касается отсрочки платежа, то "Руспродсоюз" считает корректным, чтобы срок оплаты поставщику за товар не превышал срок реальной продажи товара с полки ритейлера.
Павел Грудинин, зампред комитета Торгово-промышленной палаты по развитию АПК:
- Закон надо менять так, чтобы нарушать его было невыгодно. Вводить, например, оборотные штрафы.
Сейчас как делается? Магазину назначается штраф. Причем мизерный по меркам больших компаний. Они тянут резину, и дело об административном правонарушении через два месяца закрывается. Так быть не должно. Все, что есть в законопроекте депутатов, нужно принимать. Сократить и бонусы, и навязанные поборы. Торговая наценка - вещь понятная. От всего остального надо избавляться.
Вот магазин мне, поставщику-производителю, навязывает свою рекламную акцию. Зачем она мне? Я лучше закажу рекламу в газете или по ТВ. ФАС проверяла торговые сети, у них цены на рекламу в разы больше, чем на улице рядом с их магазином.
Плюс надо сократить отсрочки платежей. Это вообще странная вещь. Мы разве, когда приходим в магазин, расплачиваемся за покупку через 40 дней? А сами магазины так делают. Получается, производители кредитуют сети. Дают им временно пользоваться своими деньгами.
Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли:
- На наш взгляд, в закон можно внести пункт о максимальных штрафных санкциях за недопоставку товара.
Мы договорились, например, что поставщик должен исполнять заказ не менее чем на 95 процентов. Если объем поставки меньше - ему назначается штраф, 15 процентов от объема недопоставки. Это вполне вменяемые условия. Сети заинтересованы в том, чтобы продукция была на полке. Стимулирующая мера должна быть. Но в нынешнем виде она куда мягче для поставщиков. Раньше размеры штрафов в договорах могли быть любыми.
Также можно сократить сроки пересмотра цен до 45 дней. Раньше нормой считалось пересматривать цены не чаще, чем раз в 90 дней. При этом мы понимаем, что ситуации бывают разные. И эти сроки могут смещаться.
Что касается фальшмаркетинга, то мы тоже против него. Все готовы предпринимать усилия, чтобы там, где есть эти моменты, убирать их. В закон по поводу этого, пожалуй, не стоит вносить изменений. Факты применения нечестных практик легко выявляются путем проверки ФАС. Оказывались ли услуги или нет - легко выяснить.
При этом фальшмаркетинг есть не у всех, не во всех сетях и не в каждом договоре. Идеально было бы вообще отменить ограничения бонусов, но законодатель вряд ли на это пойдет.