Суть нововведений в том, чтобы все частные перевозчики перешли на работу по госконтрактам. Сегодня маршрутки не зря называют самым дорогим, опасным и неудобным видом транспорта. Значительная часть маршрутного автопарка устарела и портит воздух двигателями класса Евро-2, тогда как подвижной состав областного перевозчика - компании "Мострансавто" давно переведен на более экологичные двигатели. Маршрутки не предоставляют льгот, паркуются где попало, создавая заторы, и из-за изношенности и низкой квалификации водителей часто попадают в аварии. По статистике, в Московском регионе ДТП с участием маршрутных такси случаются в 1,6 раза чаще, чем с автобусами.
Контракты, которые на городских маршрутах будут заключать с частными перевозчиками муниципальные власти, а на междугородних - областной минтранс, подразумевают приведение всей транспортной деятельности к одному образцу. Это и смена разбитого автопарка на современные автобусы малой и средней вместимости, оборудованные кондиционером и доступные для маломобильных групп населения. И движение по расписанию, а не тогда, когда салон наберется. И обязательное предоставление бесплатного проезда льготным категориям граждан.
Интегрировавшись в областную систему управления транспортом, коммерческие перевозчики смогут переложить часть своих затрат на модернизацию автопарка и заработную плату водителей на государственные плечи. Но только на условиях безупречной работы, с соблюдением ПДД и отсутствием жалоб от пассажиров. В противном случае финансирование перевозчика будет урезаться вплоть до расторжения контракта.
- В мировой практике нет разделения на регулируемые и нерегулируемые маршруты. Все работают по единым правилам, с единой ценовой политикой и управление маршрутной сетью централизовано в едином органе, - утверждает представитель компании - разработчика проекта для Подмосковья Александр Ованесов. В области сегодня действуют 2915 регулярных автобусных маршрутов. 1275 из них принадлежат "Мострансавто", остальные обслуживают более 200 частных перевозчиков. И их рейсы нередко дублируются. Поэтому те, кто за проезд платит, уезжают на более шустрых частниках, а те, у кого льготы, ждут автобус "Мострансавто", чей рейс автоматически становится убыточным. По мнению Ованесова, контрактная система, работающая по принципу: один перевозчик - один маршрут, избавит от дублирования рейсов.
В Москве аналогичную модель управления частными перевозками презентовали в октябре прошлого года. Сейчас столичные власти говорят о завершении первого этапа проекта. Результатом стала публикация тендеров на обслуживание городских перевозок. Состоялись торги на маршруты N 199К и 368, курсирующие от станции метро "Сходненская" до Налогового городка. Победила в них частная компания, которая за полгода должна снарядить в регулярные рейсы 12 автобусов малой вместимости "возрастом" не старше двух лет. И с октября начать возить пассажиров по единым билетам и льготным проездным. Всего в этом году на торги будет выставлено 63 лота, и в частные руки перейдут 85 маршрутов в Юго-Восточном, Юго-Западном и Западном административных округах. С победителями конкурсов заключаются долгосрочные контракты на 5 лет, в течение которых на этих рейсах не останется ни одной устаревшей маршрутки. А к 2020 году, утверждают в городском дептрансе, коммерческие перевозчики будут обслуживать 211 маршрутов в 9 округах столицы.
В Подмосковье надеются приступить к внедрению новой модели управления наземным транспортом уже до конца этого года. Самый большой ее плюс - в удешевлении проезда, который ожидает пассажиров маршрутных такси. Сегодня средняя стоимость проезда в маршрутке составляет 35 рублей. А пассажиры автобусов "Мострансавто" могут пользоваться единой транспортной картой "Стрелка", работающей по накопительной системе: чем больше ездишь, тем дешевле обходится проезд. Каждая 11-я поездка по "Стрелке" дешевеет на два рубля. Нетрудно посчитать, что при первоначальной цене билета в 28 рублей те, кто в месяц пользуется общественным транспортом более 50 раз, начинают платить по 18 рублей за поездку.
Транспортная карта появилась в области в феврале этого года, и сегодня по ней оплачивается более 6% всех автобусных поездок на территории региона. Но, по расчетам областного минтранса, количество пользователей "Стрелки" в самое ближайшее время возрастет до 80-90%. С июня в Подмосковье перестают действовать проездные автобусные абонементы на 45 и 65 поездок. Взамен пассажирам предлагается два альтернативных варианта оплаты проезда: транспортной картой или разовым билетом, купленным в салоне автобуса за 40 рублей. Когда большинство "платных" пассажиров перейдут на "Стрелку", дожидаться автобусов "Мострансавто" им станет выгоднее, чем ездить на маршрутном такси. И частные перевозчики начинают это понимать. В систему расчета по карте уже попросились несколько индивидуальных предпринимателей из Ступинского, Наро-Фоминского и Можайского районов, готовых за свой счет оборудовать маршрутки считывающими устройствами. А когда частникам предложат войти в единую модель управления, и "Стрелка", и льготы для пассажиров станут обязательными для всех.
Кстати
С начала этого года в Подмосковье было возбуждено более 600 административных дел в отношении нелегальных перевозчиков. Чаще всего нелегалы грешили нарушением ПДД, просроченными лицензиями и отсутствием в салонах билетов или билетопечатающих автоматов. Общая сумма штрафов, собранная с нерадивых таксистов, составила свыше 5 млн руб.