Открывал и закрывал трехдневный смотр-марафон некоммерческого кино молодой кубинский режиссер Карлос Мачадо, покорившего заокеанскую аудиторию яркими черно-белыми образами в киноленте "Проект века".
Работа победила в номинации "лучший экологический фильм" года. А звание "лучшего короткометражного фильма" досталось картине "Выжечь любовь" от немецкого режиссера Джоакима Гласера.
"Esperanza переводится как"надежда". Надеемся на то, что достойные фильмы талантливых режиссеров непременно найдут своих зрителей. И на то, что кино все-таки останется искусством, созданным с высоким профессионализмом и мастерством", - такой философский задел организаторов, в той или иной степени, прослеживался почти во всех работах приглашенных "киношников".
Особенно ярко тематика фестиваля перекликнулась с утопическими настроениями героев кубинского фильма-победителя.
"Признаться, я порядочно нервничал во время показа нашей картины российской публике. Не знал, какую реакцию ожидать", - с трепетом вспоминает первый день фестиваля Карлос Мачадо. Тем не менее, утверждает собеседник "РГ", аудитория сумела всецело погрузиться в проблематику фильма.
"Мы смогли показать ту неизведанную частичку Кубы, где люди еще очень сильно скреплены с нашим недавним прошлым и живут надеждами опять получить "заокеанскую" помощь, которая долгое время оказывалась нам СССР", - пояснил режиссер.
По его задумке, фильм наполнен меланхоличным настроением и максимально точно отражает исторические последствия той эпохи, пусть и не самой радужной, но которая ассоциируется у его героев с теплыми мечтами о достойном для себя будущем.
Обстоятельства оказались беспощадными к судьбам этих кубинских атомщиков - последних из тех, кто отучился трудному ремеслу на закате СССР. После распада державы "проект века" по строительству АЭС в г. Хурагуа был полностью заморожен. И сегодня только огромные купола недостроенных реакторов напоминают жителям городка о нереализованных возможностях.
Совершенно иные переживания охватывают героев-современников получасовой картины режиссера Джоакима Гласера "Выжечь любовь". Фильм являет собой адаптацию скандальной пьесы Артура Шницлера "Хоровод" (1897).
Автор сохраняет сюжетную линию героев, которые не способны оставаться в принятых обществом этических рамках, неоднократно искушаясь на новые сексуальные связи. Любовь и страсть представлены метафорически в виде нескончаемого трагикомического хоровода.
Под занавес фестиваля немецкий режиссер отметил "РГ", что прошедшее культурное событие, безусловно, дало мощный импульс к развитию в Европе некоммерческого кинотворчества. "Надеюсь, что в следующем году организаторы смогут собрать еще больше любителей этого искусства и молодых талантливых режиссеров", - пожелал Джоаким Гласер.
Esperanza - это фестиваль, который традиционно показывает независимые фильмы разных стран. В программе - игровое кино, документальное и короткометражное.