"Мы должны развивать специальные налоговые режимы в рамках территорий опережающего развития (ТОР), и их нужно распространить не только на Дальний Восток", - заявил министр. По его словам, уже принято решение о распространении ТОР в рамках российских моногородов. "Затем мы бы хотели распространить это на территорию всей Российской Федерации", - отметил Алексей Улюкаев.
С начала этого года, напомним, заработал Закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ". По нему для резидентов ТОР установлен особый режим налогообложения. Например, пониженная ставка по налогу на прибыль организаций. В бюджет они его не будут платить пять лет после получения первой прибыли.
В региональные же бюджеты такие предприятия будут платить налог на прибыль по ставке не выше 5 процентов.
Но только на протяжении пяти налоговых периодов с момента получения первой прибыли.
А в следующую пятилетку они будут платить местным бюджетам налог на прибыль по ставке не менее 10 процентов.
Также к ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) устанавливается понижающий коэффициент. Резидентов освободят и от налога на имущество организаций.
Общая налоговая нагрузка на резидентов территорий опережающего социально-экономического развития составит примерно 12,2 процента.
Кроме того, налоговые поправки предоставляют право возместить налог на добавленную стоимость (НДС )в упрощенном, заявительном порядке тем резидентам, которые предоставили вместе с налоговой декларацией на возмещение НДС и договор поручительства управляющей компании.
В России квазиналоги, то есть косвенные налоговые платежи, доходят до 48 процентов, что сопоставимо с Германией, рассказал "Российской газете" доцент РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук Василий Якимкин.
От этого надо уходить, считает он. И если вводить такие налоговые льготы, о которых говорит Алексей Улюкаев, то малый и средний бизнес быстро пойдут в гору. Однако минфин может выступить против, так как казна и бюджет сейчас находятся не в самой простой ситуации, резюмирует эксперт.
Агван Микаелян, финансовый аналитик:
- В предложении Алексея Улюкаева нет ничего сверхъестественного. Бизнес уже давно ждет налоговых преференций.
И, наконец, правительство выразило желание пойти ему навстречу. Механизмы, действующие в ТОРах, в этой ситуации подойдут оптимально.
Сразу хочу отметить, что поступления в бюджеты всех уровней от этого нововведения не уменьшатся. Скорее, наоборот - они вырастут, так как многие предприятия наконец-то выйдут из тени.
Но льготные режимы не могут действовать вечно, поэтому в будущем я бы рекомендовал правительству вернуться к дифференциации налоговых ставок между крупными и мелкими предприятиями. Она действовала в России раньше, и сегодня есть серьезная поляна для развития.
Неправильно, когда крупные холдинги платят такие же налоги, как частный торговый ларек на рынке. В сегодняшнем - общем - режиме налогообложения "малышам" сложно выживать.
Когда у малых предприятий были снижены налоги, объем поступлений в бюджет был такой же, как и сегодня. Что это значит? А то, что раньше самого бизнеса было в разы больше. Многие с тех пор ушли в тень, а многие просто закрылись. Стало понятно, что увеличение ставки налога не всегда приводит к росту объема его собираемости.
Во всем мире действует железное правило налогообложения: если корову постоянно доить и не кормить, то она когда-нибудь перестанет давать молоко. Министр прав: у нас очень большие налоги, мы уже перешли максимальную планку, и нам надо остановиться.
Александр Калинин, президент "ОПОРЫ России":
- Идея Алексея Улюкаева о преференциях для бизнеса, действующих на территориях опережающего развития, относится скорее не ко всем предприятиям, а только к инвесторам.
То есть к тем, кто сможет увеличить налоговые поступления в бюджет в будущем. И это может сработать. В России появятся новые интересные проекты, наподобие свободного порта Владивосток. А это гарантированная прибыль и рабочие места.
Инвесторы наверняка заинтересуются нулевой ставкой налога на прибыль в течение 5 лет, таможенными льготами, возможностью в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал и другими льготами.
Что касается преференций для всего бизнеса, то мы давно говорим, что нужно снижать налоги в независимости от спецрежимов. Ведь у нас одна из самых жестких систем налогообложения в мире: к примеру, в Британии и Америке сборы ниже.
В России же надо начать со снижения налога на добавленную стоимость (НДС). Мы считаем, что шаг за шагом его надо опустить до 12 процентов. Собираемость сразу вырастет, вот увидите.
Пришло время снижать ставки. Каким образом - решит правительство, которое, к счастью, на эту тему уже задумалось.