77 процентов россиян заявили о желании изменить свое тело

Две трети мужчин и женщин уверяют, что для своего возраста они находятся в хорошей форме. Но при этом 77 процентов россиян хотели бы изменить свое тело. В борьбу за человеческое тело и душу вступают маркетологи, дизайнеры, продавцы спорттоваров и средств для похудения. Им активно противостоят сторонники всего естественного, для которых любой человек, вне зависимости от своих параметров, прекрасен и достоин уважения. Кто же победит в этой борьбе?

"А ваше тело готово к пляжу?" - спрашивает стройная красавица в открытом купальнике с рекламного плаката в лондонской подземке. Создатели рекламной кампании средств для похудения не предполагали, что их маркетинговый ход вызовет волну протеста не только среди англичан, но и спровоцирует жаркие дискуссии в социальных сетях по всему миру. Сотни тысяч людей сочли это оскорбительным, придумали хэштег #eachbodysready (любое тело готово. - Прим. ред.) и стали вывешивать в Twitter и Instagram свои фотографии, на которых отчетливо видны все лишние килограммы и складочки.

В Америке и Европе уже давно популярно движение Body positive. Его последователи активно борются с фэтфобией, отстаивая право быть собой, и не соглашаются на роль изгоев. В России девиз "все тела прекрасны" тоже находит все больше сторонников, около 40 тысяч человек зарегистрировались на страничке сообщества в соцсети "ВКонтакте". В основном это представительницы прекрасного пола, которые и не скрывают свой феминистический настрой. Избавиться от лишних комплексов и преодолеть стереотипы им помогают общение, советы единомышленников и полное отсутствие любой критики в адрес себя любимых.

Кататься на качелях, бегать, носить бикини, есть в общественных местах, ходить в кино, летать на самолете, танцевать и даже жить - всего 25 вещей, которые, по мнению нормального большинства, не должны делать люди, чей вес не вписывается в понятие "норма". Пышнотелая американка Джес Бейкер, называющая себя международным адвокатом тела, на своем сайте на личном примере успешно опровергает эти "оскорбительные утверждения", собрав попутно 100-тысячную армию поклонников.

Психологи предупреждают: недовольство своей внешностью может быть признаком психической болезни - дисморфобии. Если раньше это расстройство встречалось только у подростков, то сегодня из-за повсеместно навязываемых образов топ-моделей дисморфобии подвержены взрослые женщины и даже мужчины. Хотя давно замечено, что люди, которым нравится собственная внешность, куда удачливее тех, кто ею недоволен.

Мнение

Профессор, кандидат биологических наук, мастер спорта СССР по художественной гимнастике, автор и ведущая программы "50 +" на телеканале "ЖИВИ!" Татьяна Лисицкая о том, как всегда оставаться довольным своим телом.

Лисицкая: Лично я за золотую середину. Существует понятие "норма", научно обоснованное и медицински доказанное. Люди, имеющие лишний вес, не всегда осознают, что это приводит к серьезным заболеваниям: диабет, гипертония, остеопороз... Зато они ищут себе оправдания и даже выгоду. Полным людям чаще уступают место, домашние оберегают от лишних нагрузок, окружающие тактично молчат.

За исключением действительно серьезных генетических изменений вес человека можно и нужно держать в рамках. Только Интернет и всякие программы похудения из серии "25 килограммов за 1 месяц" - плохие советчики. Не бойтесь обращаться к врачам за консультацией.

В войне толстых и тонких может быть победитель?

Лисицкая: Идеальные фигуры спортсменов, моделей влияют на психику людей, особенно женщин, которые хотят быть привлекательными в любом возрасте. Неудовлетворенность собой приводит к стрессу, из которого большинство находят два выхода - заедать стресс огромными количествами еды или, наоборот, перестать есть вообще или увлечься низкокалорийными диетами. Последние, кстати, крайне опасны для растущего организма. Так что в этой войне победителей не будет никогда. В обоих случаях все заканчивается проблемами со здоровьем.

Кто больше следит за собой?

Лисицкая: По статистике женщины чаще посещают фитнес-клубы. Мужчины же считают, главное - он деньги зарабатывает, а пивной животик - это уже вторично. Но мужчины начинают задумываться о качестве жизни. Те, кто достиг успеха, хотят дольше жить.

По мнению россиян, лет 30 назад людей в хорошей физической форме было больше...

Лисицкая: Наши бабушки и дедушки в молодости не бегали в парках, никто не шагал с лыжными палками и фитнес-клубов тоже не было, но полных людей было не больше, чем сейчас. Просто изменились двигательные стереотипы. На Западе весьма популярна концепция active life working place (активный образ жизни на рабочем месте. - Прим. ред.). В офисах устанавливаются легкие тренажеры - можно крутить педали и работать одновременно. Изобретаются специальные фитнес-стулья и фитболы со спинкой. Небольшие физические нагрузки улучшают настроение и повышают работоспособность. На самом деле это новое - наша неоправданно забытая производственная гимнастика. Когда я училась в институте, у нас была практика - мы ходили на заводы и фабрики и организовывали рабочим физкультурную жизнь.