Перед тем, как распахнулись двери нового выставочного зала, построенного и благодаря помощи российских спонсоров, участники церемонии возложили цветы к памятнику летчикам и механикам легендарной воинской части. Одновременно синее небо прочертят два истребителя "Як", восстановленных местными энтузиастами-авиаторами, и два современных "Рафаля" из действующего полка французских ВВС, который и по сей день носит славное название "Нормандия-Неман".
- Французские и советские летчики сражались бок о бок против общего врага в годы Второй мировой войны, и зародившееся в то суровее время боевое братство есть непреходящая ценность, как и в целом дружба между нашими народами, - заявила "Российской газете" директор Музея авиации и космонавтики Катрин Монури, в недалеком прошлом дважды чемпион мира по высшему пилотажу, и добавила:- Конечно, иногда возникают разногласия по тем или иным вопросам, однако связи между нашими странами настолько крепки, что ничем их не нарушить.
Экспозиция, разместившаяся в павильоне площадью 300 квадратных метров, включает в себя сотни экспонатов, среди которых фотографии, документы, награды, личные вещи летчиков. Центральное место в ней занимает истребитель "Як-3". Он из тех, что были подарены французам советской стороной. 20 июня 1945 года, почти ровно 70 лет тому назад, на этих боевых машинах летчики вернулись домой из СССР. Выставленный экземпляр - единственный уцелевший оригинал, а реставрировали его, как рассказала Катрин Монури, техники и специалисты, работающие в мастерских музея.
В новой экспозиции прослежены все этапы становления "Нормандии-Неман", сначала эскадрильи, а затем и полка. А инициатором был руководитель движения "Свободная Франция" генерал де Голль. Он видел в России важнейшего союзника по борьбе с гитлеровской Германией, и предложил в 1942 году направить в СССР группу французских летчиков-добровольцев. История "Нормандии-Неман" стала яркой страницей нашего боевого товарищества. Она запечатлена в прекрасном фильме, в песенных строчках: "В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых, ну а тем, кому выпало жить, надо помнить о них и дружить…"
Свыше сотни пилотов с берегов Сены, Луары и Роны в течение двух с половиной лет громили врага, особенно отличившись при Орловско-Курской битве, одержав 30 побед. Всего на их счету было 273 сбитых и 80 поврежденных немецких самолетов.
К сожалению, не смог по состоянию здоровья побывать на открытии выставки последний из летчиков полка 96-летний Гаэль Табюре, который живет на юге Франции. Помнятся слава его товарища по оружию кавалера орденов Отечественной войны I-ой и II-степеней, Боевого Красного знамени и Почетного Легиона Пьера Лорийона, с которым довелось познакомиться там же, в Ле Бурже, у памятника "Нормандии-Неман" три года назад.
- Чем больше времени нас отделяет от того незабываемого весеннего дня 1945 года, тем глубже понимаешь смысл великой Победы, - сказал он. - Думаю, со мной согласятся мои товарищи по оружию, и французы, и русские, что самые яркие годы нашей молодости мы посвятили правому, святому делу, и только это одно уже оправдывает наше появление на свет.
Пьер Лорийон ушел из жизни в 2013 году, но его близкие и родные, как и других летчиков, хранят память о неувядаемом подвиге. Многие состоят в ассоциации "Мемориал "Нормандия-Неман".
- Для нас это семейная эпопея, священная страница, озарившая всю жизнь,- поделился с "Российской газетой" сын одного из пилотов, член административного совета ассоциации Эрве Пьерро. - Уважение и любовь к России нам завещали отцы, а мы в свою очередь передаем их детям. Ваш народ избавил нас, французов, всех европейцев от коричневой чумы, дал нам свободу, и мы этого никогда не забудем.