В Воронеже установили дизайнерские дорожные знаки

Загадочные знаки для водителей и пешеходов появились в самом центре Воронежа: место для парковки указывает табличка с колесницей, "зебру" - полосатая корова, на иных табличках нарисован шаман с рогами и в мохнатой шкуре. В Кольцовском сквере, где обычно фотографируются молодожены, висит картинка-предупреждение для невест "Осторожно, тебя могут украсть!".

Три десятка таких дорожных знаков расставлены вдоль дорожек, на газоне расположилась "Женщина огня", переносной дворец для путешествий и липовый корабль с 11 пассажирками - странами СНГ. Арт-объекты привезли художники из Азербайджана, Казахстана и Таджикистана, внес лепту и местный скульптор Сергей Горшков: как-никак в 2015 году Воронеж - культурная столица Содружества.

Выставка "Кольцо" будет работать в дни V Платоновского фестиваля искусств - до 14 июня. Открывая ее, худрук фестиваля Михаил Бычков пояснил, что цель проекта - показать точки пересечения времен и цивилизаций. А еще напомнить о том, как важно знать традиции и историю своего народа. Помимо авторов выставки, в сквер пришли и лауреаты премии "Звезды Содружества", вручение которой состоится в Воронеже, и Михаил Швыдкой, который в свое время и выдвинул столицу Черноземья на роль культурной столицы СНГ.

Вусал Рагим из Азербайджана - ученик народного художника республики Кямиля Наджафзаде, участник многих выставок - украсил свою "Женщину огня" древними орнаментами с азербайджанских ковров. Примитивная форма скульптуры отсылает к ритуальным фигуркам, связанным с культом плодородия. Таких "палеолитических Венер" находили при раскопках и в Азербайджане, и под Воронежем - в Костенках, на месте древнейшей в Европе стоянки первобытного человека.

Проект одного из лучших художников Азии, таджика Сулеймана Шарифи - "Кохи Сайер / Дворец для путешествий" - отсылает эрудированного зрителя к истории столетней давности. В 1893 году бухарский эмир Абдулахад-хан преподнес императору Александру III портативный дворец. Палатка, украшенная золотом, вышивкой, коврами и аппликациями из шелка и бархата, должна была служить государю в поездках "номером класса люкс". По мотивам того дворца - и тоже в знак единения двух культур - создан нынешний арт-объект. На палатках изображены видовые места Воронежа (например, Каменный мост и "красная пирамида" у памятника Славы) и предполагаемые занятия путешественников. Так, возле усадьбы поэта Веневитинова сидит с гусиным пером смуглый "восточный гость" в чалме, а на соседнем объекте всадники в скафандрах скачут по другой планете.

Сергей Горшков (арт-директор галереи "Х.Л.А.М" и хранитель музея "Чудо-сарайчик" в Дивногорье) вырезал из липы метафорическую модель СНГ - корабль без капитана, на борту которого 11 женщин. Объект назван "Евразия. Волшебное кольцо".

- Иногда мне кажется, что я продолжаю дело Петра I, который много лет назад строил в Воронеже корабли, - сообщил автор. - Из-под моего топора вышло много лодок, крейсеров, шхун и бригантин. Они не годятся для военных целей, скорее это грузовые и пассажирские суда. Им предназначено перевозить странные грузы, такие как мечты, любовь, приключения…

Казахская художница Айгерим Мажитхан придумала дорожные знаки по мотивам известных на ее родине петроглифов Тамгалы. Эти наскальные изображения XIV века до нашей эры входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

- Однажды я подумала: жаль, что во всем мире дорожные знаки однотипные, почему бы не придать им колорит, понятный всем тюркским народам? - рассказала Айгерим. - Перерисовала из справочников петроглифы: шаманов, животных, охотников, солнцеголовых людей… Есть знак маршрута кочевников - чтобы не заблудиться за городом, стилизованная собака (знак "Очень далеко" - такой смысл имеет казахская пословица "там, где умерла собака"). Где-то я видоизменяла традиционный образ. Например, из символа Земли и Солнца получился велосипед, а из изображений человека и могильной плиты - "Абонент вне зоны действия степи". Придумала и свои знаки. Допустим, "Будь осторожен, чтоб не сглазили!" (казахи очень суеверны), "Скользкая дорога" (вместо автомобиля - колесница), охотник с луком (у нас похожие таблички вешают возле заповедников). Женщина с коровой - это "Въезд в деревню"…

В Казахстане "Знаки" Айгерим Мажитхан демонстрировались на выставках, но шансов увидеть их на дорогах пока нет. Все-таки ориентиры делают примитивными и одинаковыми для удобства водителей. Но художница надеется, что ее работы послужат людям хотя бы как арт-объекты: напомнят о корнях, заставят задуматься над посланием предков. "И вообще хорошо бы мы смотрели по сторонам с интересом, а не ходили по улицам, как автоматы", - добавила Айгерим. Проведя небольшую экскурсию для воронежцев, она принесла цветные мелки и позвала гулявших в сквере малышей рисовать на плитке. Они придумывали стильных зверушек и человечков, а Айгерим кружила рядом с настоящим шаманским бубном - специально выпросила у знакомого. Дети тоже постучали мягкой колотушкой. Бубен не использовался для волшбы, заверила родителей казашка: иначе посторонним было бы небезопасно к нему прикасаться!

Кстати

Азербайджанский художник Вусал Рагим 7 июня покажет в Кольцовском сквере перформанс "Вселенная" - действо начнется в 11 утра и продлится восемь часов.