По данным Ассоциации туроператоров России за апрель, самое популярное зарубежное направление - Египет, летние туры туда в апреле искали 26,8%. Еще 23,4% запросов - Турция. Тенденцией в АТОР называют восстановление спроса на "евровые" направления - так, третьей по популярности страной стала Греция, увеличившая свои показатели на 110% по сравнению с мартом. Укрепление рубля позитивно сказалось на этом европейском пляжном направлении, плюсов ему добавляет и широкий ассортимент туров, и их привлекательная стоимость. По данным АТОР, в апреле средняя цена недельного тура на человека составляла чуть больше 30 тыс. рублей, а горящие предложения можно было купить вдвое дешевле.
"Есть такой фактор, который сыграл в пользу Греции, это курс евро - доллар, который практически сравнялся, - отметил коммерческий директор туроператора Ambotis Holidays Константин Горин. - Раньше, конечно, выигрывали долларовые страны, в т.ч. Турция. Теперь Греция в рублях подешевела, хотя, конечно, виза никуда не денется. К сожалению, это фактор, который на туры, особенно бюджетные, влияет довольно существенно. С другой стороны, есть тенденция удешевления авиаперевозок, стоимость топлива играет на руку туроператорам".
Вопрос выдачи виз - это вопрос взаимности, уровня и характера отношений между двумя странами, отметил советник Генерального консульства РФ в Салониках Наджаф Абдуллаев: "Греция является членом ЕС, и с учетом этого появляются возможности удлинять визы, увеличивать количество дней пребывания. На взаимной основе как гражданам Греции в России, так и россиянам в Греции. Раньше срок действия визы исчислялся днями, иногда неделями, сейчас же появилась возможность выдавать годовые, двухлетние и даже трехлетние визы, что мы активно практикуем. Активно работаем над тем, чтобы увеличить срок до 5 лет". Представители туристической индустрии рассказывают, что рассчитывать на длинную визу могут те, у кого уже был по меньшей мере годовой Шенген (не обязательно греческий). Обладатели же "чистого" паспорта, скорее всего, получат визу только на даты поездки.
В прошлом сезоне греческое направление сильно пострадало не только из-за двукратного падения рубля, но и из-за краха целого ряда турфирм, для которых эта страна была одной из приоритетных в работе. Поговорка "снаряд не попадает в одну воронку дважды" в этот раз не сработала - прошлым летом он "попал" несколько раз подряд ("Лабиринт", "Солвекс", "Нева" и другие). Конечно, из-за этого выросло недоверие туристов к рынку, что привело к существенному их оттоку. Впрочем, как рассказали "РГБ" в Греческой национальной туристической организации (GNTO), пока невозможно оценить в цифрах уменьшение турпотока из России в Грецию, так как речь не идет только о Греции, а вообще о выездном туризме в целом по разным причинам. "Оптимизма нам прибавляет тот факт, что, несмотря ни на что, россияне любят Грецию и хотят приезжать к нам снова и снова. Об этом свидетельствует статистика последних лет, показывающая, что по предпочтениям россиян Греция остается на лидирующих позициях", - добавили в организации.
По словам Константина Горина, в этом году раннее бронирование упало в 2-3 раза. Если в 2014 году по раннему бронированию продавалось до 30% объема летнего сезона, то в этом году около 15%. "Не в абсолютных числах, а в процентах от программы, потому что программа на этот год в принципе меньше, чем в прошлом году", - добавил он. По среднему чеку продажи существенного удешевления не произошло - это примерно 750 евро на туриста, как и в прошлом году (неделя в отеле 4-5 "звезд" по системе "все включено"). Изменилась структура спроса: пользуются популярностью дорогие отели 5 "звезд" и 5 "делюкс", а также самые бюджетные. Средний сегмент, 4-5 "звезд-эконом", проседает.
В частности, это касается одного из самых популярных у российских туристов греческих направлений - Халкидики. Как рассказал председатель Ассоциации отельеров и Организации по туризму полуострова Халкидики Григорис Тасиос, плюс региона в том, что сезон здесь длится более 120 дней в году. "Конечно, есть определенный спад спроса со стороны российского рынка. В то же время пришли инвесторы, которые строят новые отели, в том числе и российские. Объем инвестиций только в этом году составил 100 млн евро, еще 60 млн ожидается в следующем", - отметил он. Строятся преимущественно отели 4-5 "звезд", а уже существующие отели более низкой категории также переделываются под "четверки" и "пятерки".
Глубина продаж туров, по словам Константина Горина, сейчас составляет около одного месяца, хотя есть продажи и сентябрьские, и октябрьские. "Полной катастрофы, как ожидалось, что вообще ничего покупаться не будет, нет. Да, рынок сократился, но пока, как мы надеемся, под наибольшее сокращение попадут горячие туры", - добавил он.