Дифференциация субъектов РФ, объективно возникшая в силу природно-географических условий и других факторов, создает необходимость проведения особой политики по отношению к регионам со стороны федеративных органов власти. Решения, принятые в России на федеральном уровне и единые для всех регионов, воспринимаются по-разному в городе и сельской местности, в районах Крайнего Севера и на Северном Кавказе.
Такие очевидные факты должны были давно сформировать целый пакет регулирующих эти вопросы нормативных документов от законов до приказов различных ведомств, где вопросы взаимодействия федерального центра и регионов были бы прописаны и регламентированы. Однако на деле такие акты практически отсутствуют. Хотя попытки формализации принципов, направлений региональной политики существовали неоднократно.
Одним из немногих документов в этом вопросе остается указ президента N 803, подписанный Борисом Ельциным еще в июне 1996 г., с основными положениями государственной региональной политики. Сформулированное тогда определение региональной политики в РФ, понимаемой как система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации, осталось единственным юридическим закреплением этого направления государственной политики до сих пор.
Впоследствии этим вопросом занимались и законодатели, и правительство. Профильные комитеты обеих палат Федерального Собрания неоднократно обсуждали законопроект по региональной политике, но данный документ так и не был принят Госдумой.
Именно поэтому обнародование проекта нового указа президента, утверждающего Основы государственной политики регионального развития РФ, само по себе является позитивным фактом. Согласно проекту указа, государственная политика регионального развития РФ фактически повторяет определение региональной политики 1996 года в качестве системы целей и задач, мер и действий органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием регионов, непосредственно влияющей на развитие регионов, а также основные направления, механизмы, инструменты и институты ее реализации.
Смена терминов "региональная политика" на "государственная политика регионального развития" не принципиальна. Региональная политика - это государственные меры по перераспределению ресурсов между регионами страны ради заданных целей. Такая политика предполагает целенаправленные действия центра или структур общегосударственного масштаба на решение территориальных (региональных) проблем общегосударственного уровня. Схожие действия проводятся в развитых странах еще с 30-х годов прошлого века. Их цели обычно включают обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов страны, стимулирование роста благосостояния граждан и сокращение различий между частями страны по уровню этого благосостояния, укрепление территориальной целостности государства.
Должна быть нацеленность не на пассивную помощь регионам, а на их активное развитие, которое позволит со временем сократить размеры помощи или отказаться от нее. Меры региональной политики должны преимущественно носить не директивный, а стимулирующий характер с преобладанием косвенных механизмов воздействия за пределами государственного сектора экономики. При ее реализации необходимо согласование федеральных интересов с интересами конкретных территорий. Государственная политика регионального развития должна носить долговременный характер, поскольку территориальные структуры отличаются большой инерционностью, а при ее осуществлении соблюдается общегосударственный подход: находится решение прежде всего общегосударственных задач, а не только помощь отдельным регионам.
Механизмы воздействия на социально-экономическое развитие регионов можно разделить на бюджетно-финансовые инструменты, меры по развитию инфраструктуры, программы развития отдельных регионов и другие мероприятия. Применение различных налогово-бюджетных механизмов и инструментов в свою очередь, например, не ограничивается только формализацией финансовых потоков в форме межбюджетных трансфертов, но также включает разграничение полномочий и связанных с ними расходных обязательств, разделение доходных источников между уровнями бюджетной системы.
При реализации тех или иных государственных решений органы власти вынужденно сталкиваются с необходимостью использования дифференцированного подхода к своим территориям. Особенно ярко эта необходимость возникает при решении проблем, возникающих в регионах Дальнего Востока и Северного Кавказа, а с прошлого года еще и Крыма. Так, еще в 2006 году президент указывал на то, что на Дальнем Востоке крайне желательна особая экономическая зона промышленно-производственного типа. Но как быть, если по любым процедурным правилам, которые были заложены и в постановлении правительства, и в приказе минэкономразвития, преимущества любой дальневосточной зоны оказывались ниже преимуществ той зоны, которая располагается в европейской части страны? В 2014 году этот вопрос был реанимирован с использованием терминов "территории опережающего социально-экономического развития".
На мой взгляд, важно сформировать библиотеку лучшей практики управления социально-экономическим развитием регионов с учетом природно-географических, исторических, социально-демографических и иных факторов.
Хочется верить, что конструктивное обсуждение Основ государственной политики регионального развития и их утверждение позволят поднять вопросы взаимодействия центра и регионов на новый качественный уровень, что в конечном итоге будет способствовать дальнейшему развитию России.