По предварительной версии, при разгоне на самолете загорелся один из двигателей, машина выкатилась за взлетно-посадочную полосу и заполыхала. Во вторник стало известно, что в аварии погиб один человек - по некоторым данным, это второй штурман корабля Алексей Федосеев. Сообщается, что его тело было обнаружено в кабине бомбардировщика, после того как самолет потушили. В огне серьезно пострадал командир Ту-95 подполковник Сергей Горшнев. С обширными ожогами его доставили в Белогорский госпиталь. Другим членам экипажа помощь в лечебном стационаре не понадобилась.
Возможно, они объяснят, что именно случилось на борту. Вкупе с отчетами о техническом состоянии, обслуживании и ремонте самолета, записью переговоров экипажа друг с другом и с группой руководства полетами, а также информацией бортового самописца, регистрирующего параметры работы двигателей и систем бомбардировщика, это даст следствию более-менее ясную картину трагического инцидента и причин его возникновения.
Пока же, судя по отрывистым сведениям, попадающим в СМИ, ситуация выглядит так. Пожар на Ту-95, скорее всего, возник после выведения двигателей на взлетный, то есть максимальный режим работы. На этом типе самолета четыре силовые установки НК-12МП расположены на крыле. Когда даже один из движков мощностью 15 тысяч лошадиных сил выходит из строя, нарушается равномерная тяга, и воздушное судно начинает разворачивать. Скорее всего, это и произошло с бортом в Украинке. В результате бомбардировщик, так и не поднявшись в воздух, скатился с взлетной полосы.
Как должен вести себя экипаж в подобной ситуации, подробно расписано в инструкции, составленной для каждого типа самолета. Есть в этих документах общее правило: при пожаре двигателя летчикам необходимо перекрыть подачу к нему топлива. Успела ли команда Ту-95 выполнить эту и другие обязательные операции, выяснят эксперты. Однако, судя по тому, что пожар в двигателе, по некоторым данным, привел к взрыву (от огня мог воспламениться авиакеросин, находящийся в крыльевых топливных баках Ту), на такие действия у летчиков могло просто не хватить времени. Если события и развивались именно по такому сценарию, авиаторам, считай, повезло. Полыхни на самолете все горючее, а полная заправка бомборадировщика - 87 тонн, хоронить бы, наверное, пришлось весь экипаж.
Экстренно эвакуироваться из горящей машины с помощью катапульты было невозможно. Такого устройства на Ту-95 просто нет. В форс-мажорных обстоятельствах выбираться из самолета экипажу приходится через бортовые люки. 60 лет назад, когда самолет ставили на вооружение Дальней авиации, вопросы безопасности летчиков, судя по всему, интересовали генералов меньше боевой эффективности самого бомбардировщика.