В столице Прииртышья стремительно сокращается количество магазинов так называемой шаговой доступности. По данным городского департамента экономической политики, восемьдесят процентов предприятий на местном потребительском рынке - крупные гипермаркеты, торговые центры и сетевые супермаркеты.
- В последнее время город потерял около восьмидесяти "придомовых" магазинов, принадлежащих местным предпринимателям, - сообщил корреспонденту "РГ" президент Союза организаций торговли Омской области Борис Сватков.
По обеспеченности торговыми площадями Омск занимает одно из лидирующих мест в стране - на тысячу горожан приходится более тысячи квадратных метров. Однако жители домов, расположенных на центральных магистралях, все чаще сетуют на то, что за продуктами и товарами первой необходимости им приходится ездить в магазины, расположенные за несколько остановок.
- Вечером рядом с домом негде купить хлеб или молоко, - говорит омичка Елена Андреева, проживающая на проспекте Маркса, в районе торгового центра "Голубой огонек". - В микрорайоне множество кафе и бутиков, а продовольственных павильонов нет вообще. Последний магазин с продуктами закрылся.
- Торговать продовольственными товарами в формате шаговой доступности сегодня невыгодно, - утверждает владелец сети "Провиант", вице-президент Омского областного союза предпринимателей Юрий Чащин. - Мой магазин с площадью торгового зала в триста квадратных метров приносит всего около 250 тысяч рублей прибыли в месяц. А если площади не в собственности, а в аренде, заниматься этим видом деятельности бессмысленно.
Еще несколько лет назад квартиры на первых этажах жилых домов в Омске в массовом порядке переводили в коммерческую недвижимость. Здесь размещали не только продуктовые павильоны, но и ателье, парикмахерские, ремонтные и ювелирные мастерские, детские игровые комнаты. Теперь риелторы отмечают обратную тенденцию. Предприниматели вынуждены вновь обивать пороги инстанций, чтобы вернуть своим помещениям статус жилых, так как не могут найти арендаторов. К примеру, только в районе остановки Степной недавно закрылось несколько торговых павильонов, студий маникюра и швейных кабинетов.
Владельцы новостроек, изначально спроектированных жилыми комплексами с коммерческой недвижимостью на первом этаже и в цоколе, терпят значительные убытки.
- Нет спроса даже на помещения, "раздробленные" до пятидесяти квадратных метров с видом на магистраль, - сообщили корреспонденту "РГ" в компании "Стройбетон". - В доме на Космическом проспекте "заморожено" более восьмисот квадратных метров, высвобожденных под конкретного заказчика, который впоследствии от них отказался. Теперь мы будем вновь строить дома с квартирами на первых этажах, которые продаются безо всяких проблем.
"Объекты формата Street Retail на рынке, действительно, становятся все менее привлекательными, - подтверждают специалисты оценочной компании "ОМЭКС". - Собственники бизнеса полагают, что гораздо интереснее присутствовать в местах массового скопления объектов торговли, куда постепенно перемещается покупательский трафик. В современных комплексах предлагают гибкие арендные ставки, всевозможные развлечения для горожан. А наличие квалифицированного управления крупным торговым центром существенно снижает влияние сторонних факторов на физическое состояние объекта.
Эксперты утверждают, что процесс укрупнения рынка и дальнейшая экспансия сетей в регионы неизбежны. От прихода новых торговых игроков в Прииртышье, несомненно, есть свои преимущества, особенно для потребителей. Сети задают технологические планки, конкуренция возрастает, происходит удешевление товаров. Власти, как правило, идут федеральным игрокам навстречу, создавая для них определенные льготные условия, ведь ретейлеры вкладывают в регион инвестиции и создают новые рабочие места.
Между тем негативные последствия тоже очевидны. В первую очередь, местные предприниматели говорят о так называемой практике "выжженной земли". Известные мегамоллы, как правило, запрещают своим операторам присутствовать в других торговых точках в радиусе пяти километров. Например, с появлением "Меги" практически полностью опустели магазины на улице Ленина, которая когда-то была главной торговой улицей города. Нередко ретейлеры даже диктуют переработчикам свои, достаточно жесткие, условия. Иногда закупочная цена оказывается близкой к уровню рентабельности производства продукции.
- Такая политика приводит к упрощению и сокращению ассортимента, уменьшению выбора, деградации качества раскрученных и востребованных товаров, - утверждает Юрий Чащин. - К тому же сети играют роль "насосов" по откачиванию средств населения. Сколько мы тратим на продукты? Половину зарплаты? Представьте, что эти деньги уходят из области и обратно в нее не возвращаются. При этом федеральные игроки практически не платят налоги в региональный консолидированный бюджет и не участвуют в социальных программах. Обладая достаточным капиталом, сеть может себе позволить поднять продавцам зарплату и резко уменьшить цены на основные продукты. Но что будет потом, когда местные павильоны и магазины шагового типа закроются, не выдержав конкуренции? Поднимутся цены и вновь снизятся зарплаты.
Омские торговцы говорят, что чиновникам следует подумать о будущем, прежде чем предоставлять крупным сетям "зеленую улицу".
- Все мегамоллы и магазины формата "выходного дня" должны находиться за транспортным кольцом, на расстоянии сорока километров от города, - убежден Борис Сватков. - Только при таких условиях формат шаговой доступности станет рентабельным. Иначе у нас не будет ни местных розницы и поставщиков продуктов, ни сельхозпроизводителей. Останутся крупные оптовики и федеральные сети, конкурирующие между собой. Конкуренция заставит их поставлять продукцию, все более дешевую и все менее похожую на натуральную. И "локализация", о которой говорят федеральные игроки, заходя в регион, забудется.
Тем не менее торговые гиганты по-прежнему получают прописку в черте города. И, спустя несколько месяцев, выживают из спальных районов не только "дворовые" магазины, но и представителей сферы бытового обслуживания населения.
Гульнар Айтхожина, директор департамента городской экономической политики администрации Омска:
В ближайшее время мы намерены принять концепцию развития городской торговли, которая изменит ситуацию. Основная цель - разработка и обоснование системы мер, обеспечивающих сбалансированное развитие всех звеньев сферы торговли на территории Омска. При формировании концепции был проведен ряд маркетинговых исследований. Теперь мы имеем представление о состоянии торговли. Нужно пристальнее смотреть, как развивается формат магазинов "у дома", и поддерживать его. Это действительно удобно для потребителей. Возможно, вновь зарегистрированные представители малого бизнеса будут освобождены от уплаты налогов на несколько лет. Такой законопроект уже рассматривается на уровне областного правительства.