Питер Доктер: "Головоломка" была проектом мечты

Идея сделать мультфильм о том, что творится у нас в голове - прекрасна. И картина студии Pixar "Головоломка", снятая режиссером Питером Доктером, этим анимационным Оле Лукойе, как раз о внешнем выражении того, что у нас на уме, - об эмоциях. Фильм такой же глубокий, как его "оскароносный" мультфильм "Вверх".

Пять основных эмоций фигурируют в фильме: золотистая Радость, синяя Печаль, зеленая Брезгливость, Гнев - конечно же, красный, и раскаляется до модного бордового оттенка, и серо-лиловый Страх - тонкий, нервный, кажется, вот-вот сломается. Все они - "управляющие директора", стоят за пультом нашего головного отдела. Среди тех, кто озвучивает этих героев, что характерно, знаменитости из мира теле-шоу: Брезгливость, девица со  снобскими повадками, в российской версии говорит голосом Ксении Собчак, а Гнев - голосом Дмитрия Нагиева.

Есть в мультфильме и Глубинные Воспоминания, и Абстрактное Мышление в духе картин Пикассо, и Состав Мысли, и Пропасть Забвения. Есть  еще Студия Сновидений - забавная анимационная пародия на Голливуд, есть Страна Воображения, хранилище Долгосрочной памяти,  Мемориал плюшевых зверей, Зона Дежа вю и смешной продукт воображения - Розовый "Слонопотам" с душой дельфина Бинго-Бонго (и с голосом Максима Виторгана). Все вышеописанное умещается в голове девочки Райли. Настолько универсальной,  что не сразу понимаешь, девочка перед тобой или мальчик, тем более, что она еще играет в хоккей.

Зрительницам-девочкам придется по душе главная героиня - Радость (ее озвучивает певица Натали). Взрослым, видимо, ближе Печаль (актриса Олеся Железняк): она - Гвоздь, Хит и Звезда этого кино. По сути, фильм учит, как справляться со своей печалью, как полюбить ее, как управлять и не поддаться ей. Грусть может быть светлой, радость иногда омрачаться, главное, - чтобы мы управляли своими эмоциями, а не наоборот. Только тогда мы - Председатели совета директоров своего внутреннего мира.

Несколько вопросов накануне премьеры "РГ" задала режиссеру Питеру Доктеру.

"Головоломку" уже успели назвать  одним из самых необычных мультфильмов - такие в нем серьезные темы. Не слишком рискованно для анимации? Дети поймут?

Питер Доктер: Скажу честно - историю я писал для себя. Наш проект нечто значительно большее, нежели мультик для детей - каждый волен снимать кино в том жанре, который ему нравится. Мой жанр - анимация. В "Головоломке" я решил взять процессы в нашем сознании - но рассказать о них так, как никто прежде. У всех нас бывают странные сны, мы все что-то забываем или теряем, испытываем различные эмоции… Всё это мы решили объяснить с помощью мультфильма.

Вы получили "Оскар" за предыдущий анимационный фильм "Вверх". Вдохновились этой наградой?

Питер Доктер: Да, но это не с "Оскаром" связано. "Вверх" я не видел с тех самых пор, уже лет пять, просто стараюсь сделать каждый новый проект ярче, насыщеннее и интереснее.

У вас двое детей. Как им ваши мультфильмы?

Питер Доктер: Когда они были маленькими, я, как человек, выросший на классике Диснея, показывал им от "Белоснежки" до "Книги джунглей". К моей большой радости, детство моих детей обошлось без того засилья интернета, которое есть сейчас, поэтому не они решали, что смотреть, а я! (Смеётся) Но им нравилось, так что всё в порядке.

Сейчас сыну 19, а дочери 16 и смотрят, в основном, комедии. На их восприятие влияет моя работа: увидят какого-то комика по телевидению, и сразу оценивают, насколько он может подойти в качестве голоса для моих персонажей. Что касается моих фильмов, они их смотрят, иногда по несколько раз, но, конечно, не постоянно. Главное - им нравится!

А чем вы занимаетесь вне студии - есть ли у вас хобби?

Питер Доктер: Честно говоря, я так много работаю, что времени на что-то ещё очень мало. Дело не в том, что я всё время в офисе. По выходным отправляюсь в лес, но все равно думаю про работу, так что не могу сказать, что я от неё отдыхаю. Скорее наоборот - приходят новые идеи. В путешествиях вообще часто приходит вдохновение. Хожу в театры, музеи и вообще делаю всё то, что можно назвать банальным или не очень интересным. Да, ещё я люблю собирать всякие странные конфеты со всего мира. Вот сейчас очень хочу в свою коллекцию зефирные конфеты - слышал про такие, но пока не пробовал. Люблю работать по дереву, люблю строить всякие штуки. Собираю максимально приближённые к реальным модели поездов, так, чтобы и дым шёл, и вообще (смеётся). Люблю кататься на велосипеде, правда, если погода плохая - сижу дома. Недавно попытался научиться играть на банджо. Но это не так легко - я уже не ребёнок (смеётся).

Тогда в России вам стоит поучиться игре на балалайке.

Питер Доктер: Да, отличная идея! А у неё сколько струн?

Три

Питер Доктер: О, тогда я справлюсь!

Вы привезли семейный анимационный фильм - а в мире сегодня неспокойно, политики нервничают. Думаете, культурные ценности способны что-то поправить в мире?

Питер Доктер: Я много лет изучал человеческие эмоции, и это сильно повлияло на моё восприятие окружающего мира, мой образ мыслей. Да, у культуры нет границ - это достояние всех и каждого. Вне политики и прочей ерунды мы все равны и похожи. Одинаково познаём мир, у нас одни и те же "спусковые механизмы". То, что выводит вас из себя, точно также разозлит и меня. Надеюсь, что и наша работа заставит людей задуматься над этим. Ведь рано или поздно, за вечерней чашкой чая, человек задаст себе все эти вопросы.

В "Головоломке" прекрасная музыка. А какую музыку вы любите?

Питер Доктер: Нам очень помог композитор Майкл Джаккино, который работал и над "Вверх". Он не только прекрасный композитор и потрясающий партнёр - он тоже говорит на языке эмоций. Он создаёт музыку под впечатлением от увиденного и говорит, что он именно так видит мою картинку в звуке. Что касается моих вкусов, они очень своеобразны. У меня в музыкальной коллекции, например, композитор Сергей Прокофьев. В общем, это не современная музыка. Люблю "Битлз" и музыку 60-х.

Что вы знаете о российской анимации?

Питер Доктер: У вас долгая и очень насыщенная история мультипликации. Много гениальных мастеров. Мне сложно вспоминать русские фамилии, но я немало видел, и это очень высокий уровень. Мои любимые - короткометражки из 60-70-х годов.

Вы долго ломали голову над "Головоломкой"?

Питер Доктер: "Головоломка" была неким проектом мечты. Лет десять назад в моей голове были все эти мысли, но я и подумать не мог, что пройдет время, и окажется, что всё уже сделано и нужно идти дальше. Вот и теперь мечтаю делать в будущем фильмы, основанные на чем-то ещё не познанном мной.

Не хотите сделать проект в России?

Питер Доктер: Почему бы и нет? У вас потрясающая культура - она очень привлекает. И история тоже - я прочитал некоторое количество книг о революции, расстреле царской семьи. Очень заинтриговали слухи о побеге юной княжны Романовой, которая якобы избежала расстрела и потом появлялась то тут, то там… Так что всё возможно.