В Минтрансе настаивают на отдельном законе, который позволял бы возить пассажиров и их багаж по единому билету на нескольких видах транспорта без заключения огромного числа договоров между перевозчиками. Классический пример - единый билет на поезд, паром и автобус в Крым. Транспортное ведомство уже опубликовало на официальном портале раскрытия информации госорганами уведомление о готовящемся законопроекте.
Но пока же возникает большое число проблем на стыке правового регулирования пассажирских перевозок различными видами транспорта. И это в первую очередь плохо для пассажира. Ведь на железной дороге свои правила перевозок, на море они другие, на автомобильных трассах - третьи.
Кроме того, даже когда россияне оплачивают дорогу на самолет и, например, паром в одном месте, то получают все равно два билета. То есть с пассажиром заключаются два договора перевозки. Ему, конечно, количество договоров совсем не важно, главное - цена билета, нормальное и своевременное обслуживание. Но пока формальности занимают время и сказываются в том числе на стоимости путешествия, считают в ведомстве.
Богатый опыт смешанных перевозок есть во Франции и США. И они, как показала практика, удобны для пассажиров, отмечал ранее замглавы минтранса Сергей Аристов. Получается, что пока отсутствие закона о смешанных перевозках играет в минус конкурентоспособности национальной транспортной системы. Ведь те же европейцы, покупая билет на поезд в Россию, хотят сразу приобретать еще и билет на автобус до конечной точки назначения в одном флаконе. И, естественно, сталкиваются с кучей формальностей.
Безусловно, в России для пассажиров вводить смешанные перевозки нужно, уверен глава Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин. "Это общераспространенная в мире практика, когда я себе купил один билет на паром, электричку, автобус. Но это очень сложно в исполнении, так как выручку от таких билетов в прямом смешанном сообщении надо некоторым образом делить между перевозчиками", - указывает собеседник "Российской газеты". По его словам, нередко такого рода алгоритмы передвижения вызывают и сопротивление. "Однако рано или поздно подобная практика в России будет внедрена", - считает он.
В Европе практика мультимодальных перевозок нарабатывалась долгими годами. В Германии, например, с начала 1960-х годов. "Но нам нельзя быстро перепрыгнуть из одного класса в другой, надо бы еще поучиться", - считает Михаил Блинкин.
Если брать пример единого билета на паром, поезд и автобус в Крым, то здесь задача смешанных перевозок решена только в одном направлении. А закон, по идее, должен стать нормой для всех маршрутов на территории России. Но есть одно "но": организовать продажу единого билета в любом направлении, куда бы пассажир ни пожелал, сложнее, чем при привычном алгоритме перевозок. Тем более при покупке квитанции в электронном виде через Интернет.
Впрочем, попытки организовать смешанные перевозки на иных направлениях, кроме крымского, в России уже предпринимаются. Например, с 5 июля 2015 года можно будет купить билет на автобус по маршруту Кострома - Ярославль с пересадкой на поезд Ярославль - Санкт-Петербург. А с конца мая билет "поезд плюс автобус" уже продают на семи маршрутах: Белгород - Алексеевка - Россошь (автобус); Россошь - Адлер, Кисловодск или Новороссийск (поезд); Липецк - Грязи Воронежские (автобус), Грязи Воронежские - Москва (поезд); Пикалево - Тихвин - Колчаново (автобус); Колчаново - Москва (поезд); Североуральск (станция Бокситы) - Серов (автобус); Серов - Екатеринбург (поезд); Тольятти - Сызрань (автобус); Сызрань - Пенза (поезд); Себеж - Новосокольники - Великие Луки (автобус); Великие Луки - Москва (поезд); Себеж - Новосокольники (автобус); Новосокольники - Санкт-Петербург (поезд).
Есть и еще варианты организации перевозок такого рода. Например, в регионах, где продают карточки, которыми можно расплатиться за поездку в автобусе и электричке, можно еще получать скидку на поезд. Такой способ тоже можно назвать пробой пера в смешанных перевозках.