В Будапеште показали тетралогию Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга"

"Кольцо нибелунга" звучит на июньском фестивале в Будапеште уже несколько лет и планируется на лето 2016-го. Постановка всех четырех опер сочетает элементы концертного исполнения, балета, театра теней и мультимедиа. Инициатором и руководителем вагнеровского фестиваля стал венгерский дирижер с мировым именем Адам Фишер. По словам Фишера, одним из воспоминаний его детства в Будапеште 1950-х годов было слушание радиотрансляции "Кольца нибелунгов" из Байройта, - "единственного канала культурных связей с Западом". Так родилась мечта сделать цикл Вагнера в родном городе.

Соавторами Фишера стали драматург Кристиан Мартин Фукс и сценограф Хартмут Шоргхофер, который много работает в европейских театрах, в том числе активно сотрудничает с российским режиссером Дмитрием Бертманом (они вместе поставили в Москве раннюю оперу Вагнера "Запрет на любовь, или Послушница из Палермо"). Среди певцов много известных имен: восторженно принятый публикой Мартин Винклер (Альберих), Вальтер Финк (Фафнер), Курт Ридль (Хаген), молодые венгерские певицы Бернардетт Фодор (Эрда) и Полина Пастричак (Воглинда, Гудруна).

Спектакли идут в недавно открытом Дворце искусств - новом комплексе на берегу Дуная с превосходным по акустике концертным залом, музеем современного искусства и фестивальным театром. Сцена Зала имени Бартока представляла собой ступени из нескольких площадок, на верхней - стенка из полупрозрачных подвижных щитов. Они выполняют функцию то экрана для видеопроекций и театра теней, то дверей в обители богов, героев и гигантов, то занавеса. Этот экран и созданный группой fettFilm видеоряд вводят зрителя в мифологический мир опер Вагнера: плывущие русалки оборачиваются Дочерями Рейна, скачут девы с конскими головами, возникает панорама разрушенной Валгаллы - и исчезает, как сгорающая бумага; в действие включены балетные номера, на авансцене стулья для солистов - как при концертном исполнении.

Звезда будапештского "Кольца" - знаменитая шведская сопрано Ирэн Теорин, певшая партию Брунгильд. Другой известнейшей вагнеровской певицей, участвовавшей в фестивале, была Вальтрауд Майер. В роли Вотана предстал латвийский бас Эгилс Силиньш, а известному немецкому тенору Кристиану Францу пришлось выйти в партии Зигфрида больным. Он с трудом закончил спектакль, за что был вознагражден овацией благодарной публики. Центральное место в спектаклях занял симфонический оркестр венгерского радио под управлением Фишера.

Организаторам удалось создать и традиционную атмосферу байройтского ритуала: долгие антракты, во время которых кто-то идет слушать лекцию, кто-то вкушает из "вагнеровского" меню в ресторане, кто-то поднимается на крышу смотреть на закат над Дунаем, а кто-то читает книжку на лужайке перед Дворцом искусств. Артисты группы духовых инструментов выходят, как в Байройте, на балкон дать "звонок" - в виде главного лейтмотива предстоящего акта. И если жарким днем в центре Будапешта вы встречаете в трамвае даму в длинном вечернем платье, то почти наверняка знаете, что едет она слушать вагнеровское "Кольцо".