- Как определяется размер выделяемых субсидий тому или иному кластеру? Например, Томской области помощь сократили более чем в 10 раз.
- Принятию решения о распределении субсидии между ИТК предшествовал предварительный отбор мероприятий программ их развития (сначала путем дистанционного голосования экспертной комиссии на сайте Российской кластерной обсерватории, затем они утверждались на очных заседаниях экспертной комиссии). В 2013 году субъекты РФ запрашивали на софинансирование внутрикластерных проектов более 1,9 млрд руб., что превышало объем федеральных средств субсидии (1,3 млрд руб.). Так, запрос Томской области превышал размер утвержденной субсидии более чем на 453 млн руб., Самарской области - примерно на 93 млн руб., Республики Татарстан - на 56 млн руб., Московской области (Пущино) - на 29 млн руб. Томской области так снизили субсидии из-за отсутствия должного уровня софинансирования со стороны регионального бюджета. В 2014 году ситуация изменилась - лишь для двух кластеров, локализованных в Московской области (Дубна) и Алтайском крае, - объем запроса на средства субсидии совпал с ее итоговым размером. Высоким качеством представленных на конкурс проектов отличились три кластера, расположенных в Новосибирской и Томской областях и в Мордовии.
- Почему субсидии распределяются лишь в конце года?
- Это связано с особенностями бюджетного процесса в РФ. Безусловно, такая ситуация вызывает сложности у регионов, некоторые из которых вынуждены возвращать деньги в федеральный бюджет и рассчитывать на повторное получение, но уже спустя несколько месяцев. К сожалению, подобный сценарий повторяется уже два года подряд. Чтобы избежать такой ситуации в будущем, постановлением правительства РФ от 30 сентября 2014 г. N 999 г. были утверждены новые правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. И теперь до 15 сентября текущего финансового года должно быть заключено соглашение между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидии.
- Имеет ли приоритетное значение география присутствия организаций - участников кластеров или программа развития ИТК должна учитывать интересы только региона базирования кластера?
- Кластер по определению предполагает географическую концентрацию своих участников. Конечно, можно по-разному интерпретировать это требование. В минэкономразвития полагают, что кластер должен относить либо к одному, либо к двум соседствующим регионам. Примером второго является лишь один кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга. Вместе с тем ограничений на участие в кластере организаций из других регионов нет. Все определяется логикой функциональных связей между участниками. Но нужно понимать, что участники, расположенные в регионе А, не смогут претендовать на поддержку со стороны органов власти региона Б, ведь очевидно, что они прежде всего заинтересованы в развитии своего региона посредством поддержки кластера.
- Привлечение инвестиций в регион является ключевым фактором для кластера?
- Безусловно. Кластеры представляют ключевые отрасли специализации региона; в них сосредоточены крупнейшие предприятия, широкая палитра связанных с ними малых и средних компаний, ведущие вузы и научные организации. Акцент на развитие кластеров дает сигнал потенциальным инвесторам о намерениях, прежде всего самих региональных властей, вкладывать средства в развитие производств, инфраструктуры, кадрового потенциала, технологий. Привлечение инвестиций в регион свидетельствует о перспективности кластера и дальнейшем расширении его производственно-хозяйственной деятельности. Вместе с тем программа поддержки пилотных инновационных кластеров устроена таким образом, что частные инвестиции в ней хотя и поощряются, но не могут заместить необходимые объемы софинансирования со стороны региональных органов власти, т.е. являются необязательными с точки зрения получения субсидии со стороны минэкономразвития.