Бизнес выступил за легализацию лоббистской деятельности

Национальный союз лоббистов представил Концепцию проекта федерального закона о правовом регулировании лоббистской деятельности (лоббизме) в РФ. По словам президента союза Дмитрия Курганова, проект закона должен быть доработан до конца 2015 года: "Сейчас идеология федерального закона синхронизирована с действующими документами, и мы готовы представить ее на обсуждение".

В основу концепции легли три документа: Указ президента N 226 "О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы", в который вошло поручение создать институт лоббизма, план законотворческой деятельности правительства на 2015 год и модельный закон о лоббизме 2003 года.

"Игроками в сфере лоббизма станут три субъекта: власть, общество и крупный бизнес. После введения института цивилизованного лоббизма власть получит эффективный механизм управления, общество - инструмент развития, а бизнес - повышение собственной эффективности, - рассказал Дмитрий Курганов. - Сегодня четкие правила лоббизма не сформированы, многие ассоциируют этот механизм с коррупцией. Но практика показывает, что с помощью незаконных методов выигрывает только сам коррупционер. Честный бизнес давно выступает за то, чтобы упорядочить правила игры".

Основными принципами деятельности лоббистов должна стать гибкость и адаптивность. Сейчас дефицит экспертных услуг на рынке. "Поэтому нам нужен узаконенный институт, который вел бы активную экспертную деятельность с использованием лоббистских технологий. И как только начнется активная работа, общество легко переключается с негативного на позитивный образ лоббизма. Вместе со снижением уровня коррупции лоббизм будет отдаляться от этого образа. Мы хотим предложить государству и бизнесу замещать коррупционные процессы понятными согласованными процедурами. Основные принципы, которые будут заложены в конструкции закона, - государственное регулирование с использованием опыта других стран. Институт должен самоорганизовываться и самофинансироваться. Мы не видим потребности в бюджетных вливаниях. Наоборот, когда закон будет принят, государство получит снижение коррупции в органах власти, снижение социальной напряженности между властью и бизнесом, поступления в бюджет за счет регистрации легальных лоббистских организаций, рост привлекательности российского бизнеса в целом и содействие импортозамещению. Те средства, которые раньше наши предприниматели тратили на услуги европейских и американских лоббистов, останутся в России".

По оценке Национального союза, в России сейчас 10-12 тыс. лоббистов. В Америке в сфере лоббизма заняты около 15 тыс. человек. Бюджет российского рынка лоббизма оценивается в 100 млрд рублей. Сейчас в мире всего 14 стран имеют устойчивое регулирование в области лоббизма. Эксперты считают, что при успешном развитии концепции цивилизованного лоббизма, Россия может стать примером для стран азиатского и африканского региона, где механизмы лоббизма только формируются. "Введение механизмов лобби снизит коррупционную нагрузку и на закупочную деятельность. Мы хотим, чтобы документы, которые будут отправляться на конкурсную комиссию, сопровождались письмами о работе лоббистов. Мы поможем честно выигрывать тендеры. Таким образом, можно будет контролировать соблюдения закупочных процедур, а общее количество конкурсов и тендеров будет расти, что выгодно и закупщикам, и лоббистским организациям, - объяснил Дмитрий Курганов. - Существующие сегодня лоббистские компании зачастую копируют GR-департаменты (Government Relations - департаменты по взаимодействия с органами власти) западных стран. Но это неверная стратегия, нужно выстраивать собственную систему. В концепции закона мы выделили категории граждан, которые не могут заниматься лоббистской деятельностью: госслужащие, чиновники, судейский корпус, представители госкорпораций, GR-подразделения крупных компаний. Лоббистской деятельностью могут заниматься независимые коммерческие консалтинговые организации, общественные организации, которые не извлекают прибыли, а также при некоторых условиях некоммерческие отраслевые союзы".

По задумке разработчиков концепции, типовой лоббистский офис должен насчитывать от 2 до 6 человек: 1 руководитель, 2 зама и три эксперта. Бюджет компании должен составлять до 10 млн долларов в год.

"Государство высказало решимость в защите частной собственности, которая является основой нашей экономики. Но реализации текущего плана по борьбе с коррупцией уже мало. В условиях санкций у нас сложился новый вектор развития в сторону сотрудничества со странами ЕврАзЭС, ШОС, востоком и юго-восточной Азией, - отметил председатель комитета по отношениям с органами власти Марат Баширов. - Сейчас национальный план борьбы с коррупцией скорее рефлекторный. Практически не обсуждается, какие проблемы лежат в основе этих процессов. Мы должны ставить под общественный контроль такие процессы. Лоббистский институт дает преимущества как бизнесу, так власти и является связующим звеном между ними".

Еще одним преимуществом развития системы лоббирования эксперты считают возможность отслеживать процессы распределения государственных ресурсов, квот, субсидий, процентных ставок. "Таким образом, будет обеспечена прозрачность с обеих сторон. Мы должны взять на себя обязательства и обеспечить баланс интересов государства, бизнеса и потребителей. Каждый, кто приходит и просит внести изменения в нормативно-правовые акты, должен открыто заявить свои интересы и дать обоснование. Манера проплачивать какие-либо законодательные изменения уходит из бизнес-среды", - уверен Баширов.

Директор по связям с государственными органами Тинькофф Банка Сергей Ванин считает, что сейчас позиции бизнеса не уравнены с регуляторами, поэтому необходимо придать официальный статус процессу взаимодействия: "Зарегулировать институт лоббирования действительно нужно. Разработанная концепция должна способствовать снижению коррупции. А бизнес, в свою очередь, сможет получить больше механизмов для развития".

Как отметил генеральный директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин, невозможно эффективно осуществить импортозамещение без продвижения интересов российских компаний: "Нам нужно развивать политическую систему, которая последние 20 лет существовала без закона о лоббизме. Каждый пробивал себе дорогу сам. Но вместе со взрослением общества появилась и потребность в становлении института лоббизма. В ряде стран этот механизм уже работает. И наш закон должен интегрироваться в мировое пространство и стать примером для стран СНГ и единого таможенного пространства".