"РГ" помогла жителям ярославской деревни выбраться из "западни"
О том, как после капитального ремонта участка федеральной трассы М-8 маленькая деревня, расположенная по обеим сторонам магистрали, оказалась, по сути, "взаперти", "РГ" рассказала в ноябре прошлого года. К тому времени управление автомагистрали Москва - Нижний Новгород Росавтодора почти отремонтировало 10-километровый участок подъезда к Костроме. Летом 2014 года там было обновлено дорожное покрытие, установлены барьерные ограждения, обустроены тротуары и пешеходные дорожки, а также оборудованы две автобусные остановки.
Ездить бы по такой дороге да радоваться. Однако у жителей деревни Анисимово благоустройство вызвало недоумение и негодование. Хваленые барьерные ограждения строители поставили сплошной полосой вдоль домов, невзирая на то, что у каждого домовладения ворота выходят на трассу. И получилось так, что целая деревня оказалась "невыездной". Войти в дома люди могли, перебравшись через высокий отбойник, а вот въехать или выехать - уже нет.
- В Анисимове у нас дача, и мы теперь вынуждены оставлять машину на другой стороне дороги, где расположено кафе и отбойника пока нет, и бежать через оживленную трассу к своему дому, - рассказывала владелица жилья в Анисимове Ольга Стронская. - У меня трое внуков, один грудной, и вот мы с сумками и коляской бежим. Нам говорят, что все сделано ради нашей безопасности, чтобы в дома не врезались машины. Но о какой же безопасности в таких условиях можно говорить?!
Отстоять право заезжать на автомобиле в собственный двор сумел лишь подполковник в отставке Иван Драпан. Увидев, что творится в деревне, он просто выкатил свой грузовик из ворот и заявил, что никуда его не уберет. Строителям пришлось оставить в этом месте разрыв.
Письма и походы анисимовцев "в инстанции" ни к чему не привели: им твердили, что работы проведены строго в соответствии с проектом, который, как выяснилось, без ведома жителей деревни в свое время согласовала администрация Некрасовского сельского поселения. Изменения в документ внести якобы нельзя (ради все той же безопасности), а проблему можно решить, лишь построив новую дорогу в объезд деревни, чтобы люди заезжали во дворы "с задов". Причем построить - за счет средств поселения.
- В неподалеку расположенном селе Туношна трасса тоже делает изгиб, но отбойников вообще нет. Так почему там людям дозволено въезжать в свои дворы, а нам нет? - возмущались анисимовцы. - Объездную дорогу у нас построить почти нереально, потому что все земли вокруг частные, их придется выкупать. Представляете, сколько на это потребуется денег и времени?! А жить-то нам надо сейчас!
Как долго продолжалось бы это "бодание" с дорожниками и чиновниками - неизвестно, но в начале 2015 года участок трассы "Холмогоры", именуемый "Подъезд к Костроме", был передан в ведение управления автомагистрали Москва - Архангельск (ФКУ Упрдор "Холмогоры"). А там, к удивлению жителей деревни, их поняли быстро.
На пресс-конференции начальника "Холмогор" Константина Чупрова, которую он провел в Ярославле незадолго до передачи участка, корреспондент "РГ" задала вопрос о ситуации в Анисимове. Главный дорожник о ней тогда не знал, но обещал все выяснить. Потом от "РГ" в Упрдор "Холмогоры" поступил запрос на ту же тему. И этого оказалось достаточно, чтобы зависшая проблема была решена.
В управлении дороги на запрос сообщили, что специалисту поручено на месте изучить обстановку и выработать варианты выхода из тупика. "Поэтому прошу дать нам время, чтобы мы дали читателям газеты компетентный и честный ответ", - написала в "РГ" менеджер по связям с общественностью управления автодороги "Холмогоры" Елена Москалева.
Позже она отчиталась: "Директор ярославского филиала Упрдор "Холмогоры" Сергей Зуев встретился в Анисимово с местными жителями и предложил им быстрый и эффективный вариант: силами дорожной организации сделать разрывы в барьерном ограждении, что в итоге обеспечит беспрепятственный и безопасный доступ к дороге. Руководство Упрдор "Холмогоры" такое решение утвердило. С 13 мая соответствующие работы начнутся и будут завершены к 1 июля 2015 года".
В результате все выполнили даже раньше. Разрывы в ограждении, о которых анисимовцы умоляли дорожников и прочих "ответственных лиц" почти год, были сделаны без лишней суеты и нервотрепки. Жители деревни настолько рады своему "освобождению", что даже устроили 20 июня праздник, пригласив на него всех, кто им помогал.
Сколько стоили работы, Сергей Зуев не сказал. Но заверил: если бы корректировки были внесены на этапе реконструкции дороги в 2014 году, это было бы "однозначно дешевле".
- Нам пришлось разбирать барьерное ограждение у домов, частично его демонтировать, снова забивать стойки, асфальтировать грунтовые промежутки между дорожным покрытием и тротуаром, чтобы оттуда не разносило грязь, - пояснил он. - То есть подрядчику сначала заплатили за то, чтобы он ограждения сделал, а потом - за то, чтобы их снял.
Со слов руководителя ярославского филиала, он 30 лет отработал в отрасли и не помнит, пожалуй, ни одного проекта, в котором не было бы ошибок. Главное - эти ошибки вовремя исправлять.
- Дорогу делали для людей, и при этом их же лишили к ней доступа - просто маразматическая ситуация, - резюмировал Сергей Зуев.
А счастливый житель Анисимова, педагог с 53-летним стажем Игорь Беляев сегодня горько шутит, что "наши люди с такой организацией труда никогда без работы не останутся".