Где достопримечательность, а где китч? Вопрос непростой. Есть современные частные памятники, которые стали настоящими достопримечательностями. Например, к блокадной кошке Василисе на Малой Садовой водят экскурсии, уменьшенные копии скульптуры охотно покупают туристы.
Но есть памятники, которые общественность принимает в штыки. Например, серьезные споры вызвали две трехметровые девочки, установленные на Приморском шоссе в Сестрорецке. Градсовет признал памятник безвкусным. Но "сестры" до сих пор взирают на разлив и машут вдаль метровой корзинкой.
"Сестер" хотели снести. Но оставили. И девочки робко стали появляться на магнитиках и сувенирных фотографиях Сестрорецка к явному неудовольствию членов градсовета. По идее, без его согласия ни одна скульптура в городе появляться не должна. Градсовет вначале должен одобрить саму идею памятника, что и где планирует установить инициативная группа, а потом согласовывается сам проект. По правилам объявляется конкурс, скульпторы представляют на рассмотрение комиссии эскизы. Градсовет обычно строг.
Например, в феврале комиссия отвергла все варианты памятника Дяде Степе, которые были представлены на рассмотрение. Скульпторам предложили проработать детали.
Тех же "сестер" градсовет не утвердил изначально. Но их поставили на средства муниципалитета, и мнение комиссии было воспринято как рекомендация. А инициаторы установки памятника удивлены были волной негатива, ведь они хотели сделать подарок городу.
Благие начинания одних и связанные руки у других приводят к тому, что Петербург рискует оказаться завален сомнительными арт-объектами. В городе на самом деле не так много площадок, где органично будет смотреться скульптурная композиция. И в нем до сих пор не увековечена память о Лихачеве, Рахманинове, Шостаковиче. Памятник Бродскому спрятан во дворе. Нет памятников еще десяткам людей, внесших огромный вклад в культуру страны. И в перспективе всех их в Петербурге планируют увековечить. Соответственно, одна из принципиальных задач - сохранить площадки.
Однако, как признаются чиновники КГА, они регулярно получают заявления от активных граждан, у которых уже есть не только проект, но и отлитый памятник. И письма в КГА они пишут, чтобы получить площадку, где можно установить арт-объект. Со временем такая тенденция может привести к тому, что нивелируется сама идея памятника. Так, в Петербурге всерьез собирались увековечить женскую грудь, организаторы даже смотр-конкурс объявляли. Неутомимые общественники планировали установить в скверах города "гранитную взятку", "Интернет" и "толерантность".
Сейчас комитет по архитектуре и градостроительству разработал поправки к правилам установки городских скульптур. Предполагается, что общественники по-прежнему смогут предлагать проекты памятников и места для их установки, но объекты на "отвлеченные темы" будут спрятаны в скверах или во дворах.
Список же личностей, достойных увековечивания на центральных городских площадках, утвердят структуры Смольного при взаимодействии с Общественной палатой. Также поправки разрешат демонтировать памятники, признанные незаконными.
В Смольном утверждают, что таким образом они бьются за сохранение городского облика. Архитектурное сообщество и градозащитники к идее властей отнеслись в целом благосклонно, но просят не переборщить и не снести все образчики городского креатива.
Иван Корнеев, скульптор, член Союза художников России, декан факультета скульптуры Института имени Репина:
- Конечно, все подряд лепить на улицы - это неправильно, и нужна определенная система по установке памятников и малых архитектурных форм. Поэтому инициативу Смольного в части создания списка приоритетных личностей, которых необходимо увековечить, я поддерживаю. Однако то, что власти прорабатывают механизм по демонтажу уже установленных памятников, я считаю опасным. Кто будет решать, что эстетично, а что нет? Какие скульптуры достойны остаться на улицах города, а какие надо убрать? Это вкусовщина. Нам обещают, что решения будут принимать люди достойные и разбирающиеся в вопросе, но, поймите, скульптура, как и любой вид искусства, подразумевает определенный субъективизм. В конце концов, если лично вам не нравится тот или иной памятник, это не значит, что он плохой, может, автор просто обогнал свое время.