Вокзал вырос на месте развалин рыбоконсервного комбината. Одному из подрядчиков, турецкой компании, сначала пришлось очистить площадку, в прибрежной акватории достать со дна сотни тонн хлама, в том числе три затонувших речных транспортных средства.
Сегодня здесь совсем другая картина. Сложное инженерное устройство причальной набережной позволяет одновременно швартоваться нескольким пассажирским судам вне зависимости от уровня воды. К пристани будут причаливать теплоходы, катера на воздушной подушке, курсирующие по рекам, морским заливам Ямала, а также совершающие рейсы в города соседних регионов - Ханты-Мансийск, Березово, Тобольск, Омск. Для удобства пассажиров муниципалитет предусмотрел автобусный маршрут до пристани.
Строительство велось с 2011 года, затянулось (сдать объект планировали прошлым летом). Недавно его приняла госкомиссия. Специалисты говорят, что в Обь-Иртышском бассейне таких речных вокзалов - раз, два и обчелся. Во сколько обошелся окружному бюджету салехардский, выяснить не удалось. Надо сказать, что Ямал вообще сумел наладить самые интенсивные речные перевозки в макрорегионе.
Между тем навигация набирает темпы. Неформальным открытием сезона послужил приход из Омска популярного среди северян "Механика Калашникова" - двухпалубного комфортабельного теплохода, изготовленного в ГДР в 1956 году. Его состояние отличное, уверяет капитан Вячеслав Утышев. Он уверен, что "Калашников" еще долго прослужит. От Омска до Салехарда - свыше двух тысяч километров, плыть шестеро суток. Остановок на территории Омской области нет, поскольку у ее властей не нашлось денег на субсидирование перевозок. Их дотирует правительство ЯНАО, перечисляя средства арендатору судна - Северречфлоту. Арктический регион наряду с Югрой и Тюменской областью - основной акционер компании-перевозчика, базирующейся в Ханты-Мансийске.
В Омск "Механик Калашников" будет ходить до середины лета. После чего его перекинут на местную линию. На дальней водной трассе используют также арендуемый у омичей теплоход "Родина". До райцентра Березово речники пустили "Метеор". Другое судно на воздушной подушке примерно раз в три дня курсирует на линии Салехард - Казым. Между окружной столицей и национальным селом Катравож, лежащим в предгорьях Полярного Урала, ходит теплоход "Московский". В одну сторону четыре часа ходу. Билет стоит 215 рублей, на ребенка вдвое дешевле. За 10 кило багажа берут 22 рубля. Без бюджетной дотации плата за поездку была бы куда выше.
В свое время Ямал заказал в Татарстане два глиссера - легких 130-местных быстроходных судна "Рем Вяхирев" и "Виктор Черномырдин". В прошлом году их спустили на воду. По информации пресс-службы губернатора ЯНАО, в нынешнюю навигацию они совершат 116 рейсов на межмуниципальных маршрутах. Судоходное сообщение в регионе пользуется популярностью, ведь летом ему одна альтернатива - авиация. Только она чудовищная дорога.