Лауреаты конкурса Чайковского выступят на лучших сценах России и мира

Конкурс Чайковского привлекает молодых музыкантов мира не только возможностью выступить в сложнейших состязаниях на знаменитых российских концертных сценах - Московской консерватории, Мариинского театра, Московской и Санкт-Петербургской филармоний, но и перспективой получить концертные ангажементы на два сезона.

Ангажементы XV конкурса включат в себя выступления лауреатов в России, в Европе, в Азии, в Америке, в Бразилиии, в ОАЭ и др. Крупнейшей российской концертной компанией, постоянно работающей с лауреатами конкурса Чайковского, является Московская филармония. С ее руководителем, генеральным директором Алексеем Шалашовым мы поговорили о нынешнем конкурсе.

Вы следите за конкурсом?

Алексей Шалашов: Я бываю в зале, но не так часто, как хотелось бы. Слушаю мнения коллег, которые постоянно следят за конкурсом. И то, что на этот раз конкурс очень сильный, беспрецедентный по составу участников, это закономерный результат большой работы, которая проделана Валерием Гергиевым по продвижению лауреатов прошлого конкурса. И, конечно, его огромной работы по привлечению самых авторитетных музыкантов в жюри. Сам уровень этих музыкантов подразумевает, что их реноме не позволит им действовать не в соответствии со своими убеждениями. А в этом - залог справедливого судейства

Радикальные изменения в организации Конкурса Чайковского начались на предыдущем, XIV Конкурсе, сделанным с международной командой. Тот опыт отразился на подготовке нынешнего конкурса?

Алексей Шалашов: Изменения происходят и на этом конкурсе: прежде всего, в части живых предварительных прослушиваний, кардинально повысивших объективность отбора. Принципиально и то, что у нас появилась возможность привлечь такого известного партнера по интернет-трансляциям, как "Медичи".

Аудитория конкурса расширилась невероятно: уже сейчас количество людей, следящих за конкурсом, приближается к двум миллионам. И это абсолютно фантастический результат. Трансляции поднимают статус, значение конкурса в мировом музыкальном пространстве, привлекают к нему будущих конкурсантов.

На предыдущем конкурсе тоже были рекордные цифры по трансляциям.

Алексей Шалашов: Тогда не с чем было сравнивать, потому что все делалось в первый раз в России. Но сделано это было совсем неплохо, и результаты были серьезные: конкурс действительно привлек внимание всего мира. Сейчас у нас на трансляциях работают два мощных партнера: канал "Культура", который снимает и дает сигнал, и "Медичи" - в качестве провайдера, взявшего на себя и часть технических функций.

На прошлом конкурсе некоторые иностранные продюсеры прилетели в Москву уже после второго тура, заинтересовавшись музыкантами именно по трансляции. Московская филармония тоже заключала договоры на концерты с некоторыми конкурсантами, не попавшими в финал. Что на этот раз готовите для музыкантов "Чайковского"?

Алексей Шалашов: Мы представляли многих молодых музыкантов, которые сегодня принимают участие в конкурсе. У нас есть целые программы продвижения - "Молодые таланты", "Звезды XXI века". Мы в свое время заключили, например, договор с лауреатом XIII конкурса Чайковского Никитой Борисоглебским, и за несколько лет он сделал с нами огромную карьеру. Будем, конечно, работать и с нынешними лауреатами. Выступления их уже запланированы в следующем сезоне. В частности, осенью с Госоркестром им. Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского выступит победитель XV Конкурса Чайковского. Будут и гала-концерты лауреатов, и другие проекты. Мы находимся в постоянном контакте и с российскими филармониями.

Среди тех, с кем Московская филармония постоянно сотрудничает, лауреат XIII Конкурса Чайковского виолончелист Александр Бузлов. Зачем ему, уже известному музыканту, понадобилось вновь участвовать в конкурсе Чайковского?

Алексей Шалашов: Я думаю, что те возможности, которые сегодня предоставляет Валерий Гергиев победителям конкурса Чайковского, стоят того, чтобы еще раз сыграть конкурс.

Между тем

XV Конкурс Чайковского приближается к финалу. Во второй части 2 тура конкурсанты исполняют концерты Моцарта и Гайдна с камерным оркестром. И, как показал результат первого дня прослушиваний, этот тест оказывается сложнейшим для молодых музыкантов. В прозрачной "венской" фактуре у них нет возможности производить эффекты своей гипервиртуозностью, крупными звуковыми форматами или эмоциональными "захлестами". В венских текстах требуется филигранность каждого звука, синтез логики и тонкой чувствительности, идеальное чувство формы и пропорций - всего того, что составляет само понятие классики и высший класс исполнительского искусства. И с этой точки зрения, концерты Моцарта оказались для конкурсантов-пианистов гораздо более серьезным препятствием, чем можно было ожидать. Впечатляющие интерпретации Прокофьева, Листа, Скрябина, Рахманинова на предыдущих сольных этапах сменились вдруг ровным, ничем особенно не примечательным моцартовским марафоном, где участники исполняли концерты под номерами 12, 21, 23, 24, 27. При этом оркестры на сцене конкурсантам не помогали, звучали вне моцартовской стилистки (Камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина и особенно - "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета, дирижер Аэртон Десемплер).

Сергей Редькин исполнил светящийся радостью моцартовской любви ля-мажорный концерт с собственной каденцией, не удивив, а подтвердив свою тонкую музыкальность и бережное отношение к звуку, сверкавшему и в пассажах, и в трелях, и в линиях аккордов. С разной степенью внутренней стройности, но, увы, нивелировано, без исполнительской "харизмы" прозвучали моцартовские концерты и у обаятельного американца Рида Тецлоффа, и у Марии Мазо (Германия), и у тончайшего колориста звука Ильи Рашковского. Казалось, монотонному бегу красивых моцартовских пассажей не будет конца. Но неожиданно убедительным оказался Джордж Ли (США) в 23-м ля-мажорном концерте, сумевший свой колоссальный виртуозный и звуковой масштаб спрятать в прозрачных моцартовских "колоратурах" и наполнить проникновенным чувством знаменитое Andante. Но главным и феноменальным событием моцартовского марафона стало выступление француза Люки Дебарга, исполнявшего 24-й концерт до-минор с собственными каденциями. Его игра - это одухотворенность каждого звука, ощущение мига рождения моцартовской музыкальной материи, трепетный пульс убегающих из-под пальцев пассажей, воздух, разливающийся в пианиссимо, любовь и страх, и театральные эффекты в звуке, напоминавшие темными рокотами аккордов дон-жуановскую развязку. Дебарг играл не фортепианный концерт, он играл самого Моцарта, его живую сущность, хрупкость гения, одинокого в этом мире. И его ослепительный свет. Выступления Люки Дебарга уже стали сенсациями нынешнего XV Конкурса Чайковского.