В России увечилось число инжиниринговых компаний

В последние годы государство традиционно уделяло большое внимание наращиванию инвестиций в российскую экономику. В современных условиях, когда на потенциального инвестора давят "негативные" прогнозы некоторых рейтинговых агентств, актуальность создания благоприятного для инвестиций климата выходит на новый уровень. Чем руководствуется иностранный предприниматель, принимая решение о выборе региона? Прежде всего, оценками независимых экспертов по эффективности вложений.

Критериями этой оценки, в частности, служат региональные законодательные акты, наличие ресурсов, понятность тарифов по газу и электроэнергии, доступность инфраструктуры, кадровый потенциал. Но не в меньшей степени инвестор нуждается в надежных российских партнерах, которые могут способствовать реализации его проекта, в частности, в рамках локализации документации, необходимой для строительства производств. Здесь инвестору важно найти инжиниринговую компанию с опытом реализации крупных проектов, которая выполнила бы проектную и рабочую документацию для строительства с учетом требований российских норм и правил.

Инжиниринг служит связующим звеном между наукой и промышленностью. По оценкам минпромторга, в 2012 году объем мирового рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна составил 750 млрд долл., а к 2020 году прогнозируется его увеличение до 1,4 трлн долл.

Сотрудничество с отечественными проектировщиками является взаимовыгодным для всех сторон. Проектные и инжиниринговые компании получают дополнительную прибыль, регионы-производители - мультипликативный эффект от реализации крупных проектов: трудовую занятость, налоги, развитие территорий, рост квалификации кадров. Кооперация с признанными лидерами в области инжиниринга и промышленного строительства обогащает отечественный инжиниринг мировым опытом и обеспечивает доступ к передовым технологиям, что в дальнейшем может транслироваться на другие компании и регионы страны. Тематика инжиниринга в России становится ключевой для дальнейшего развития промышленности, выведения на рынок новых образцов продукции, а также интеграции в международные проекты, цепочки и рынки. Другими словами, обладание собственным инжинирингом - ключевой элемент глобальной конкурентоспособности российских производителей.

В связи с резким падением объемов строительства крупных промышленных и энергетических объектов за последние двадцать в России был утерян опыт проектирования и строительства подобных объектов, не внедрялась практика комплексного инжиниринга, что, в свою очередь, закономерно привело к снижению качества строительства, увеличению сроков и стоимости реализации инвестиционных проектов. Если зарубежные игроки уже давно практикуют такой подход, как ЕРСМ-контракты (Engineering Procurement and Construction Management - инжиниринг, поставки и управление строительством), в рамках которых подрядчик полностью концентрирует у себя процессы по проектированию, консалтингу, закупкам и подрядам, то российские компании еще только начинают его осваивать.

Несмотря на некоторое отставание, в России есть все предпосылки для создания мощной сети инжиниринговых центров. В стране появляется все больше инжиниринговых компаний, которые обеспечивают реализацию крупных проектов в транспорте, нефтепереработке, газопереработке. Тренд развития - современное программное обеспечение и сетевая организация труда. При этом инжиниринговая деятельность высоко стандартизирована как на этапе разработки, так и при выдаче результата (стандарт проектов, моделирования и т.д.). Так, еще в 2013 году правительство РФ одобрило "дорожную карту" в области инжиниринга и промышленного дизайна. Кроме того, комиссия по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России подготовила проект федерального закона "Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в РФ". Актуальность этого нормативного акта обусловлена формированием в России системы инжинирингового обеспечения и сопровождения всех отраслей реального сектора экономики. Этот сравнительно новый рынок необходимо оптимальным образом встроить в общую систему экономики страны, создать для его участников единые правила игры. Оценивая эту задачу с позиций стратегии, можно сказать, что она соразмерна с формированием межотраслевой политики России. Ее решение, по замыслу, должно способствовать повышению эффективности промышленной политики, росту налогооблагаемой базы, рациональному ресурсоразмещению и территориальному планированию, позитивной динамике макроэкономического развития, национального благосостояния в целом.

Дальнейшие меры государственной поддержки инжиниринга могут включать в себя компенсации затрат (налоговые льготы) на оплату труда, внедрение программных технологий. Немаловажным фактором является подготовка квалифицированных инженерных кадров, которая может начинаться с кооперации инжиниринговых компаний и вузов, разработки совместных программ по стажировке, защите дипломных работ по тематике компании. Министерством промышленности и торговли совместно с минобрнауки сегодня отобрано уже 12 перспективных проектов для реализации в инжиниринговых центрах, создаваемых на базе российских технических вузов. Разработка и внедрение полимерных материалов, сталей и сплавов специального качества, высокотехнологическая сварка - это как минимум два направления, востребованные сегодня, которые нужно развивать в инжиниринговых центрах. Должна активно развиваться и совершенствоваться система аттестации инженерных кадров.

Только позиция государства может способствовать привлечению в страну иностранных инвесторов, только она может служить гарантом сотрудничества этих инвесторов с российскими инжиниринговыми компаниями. По сути, речь может идти об интегрированной модернизации России по китайскому варианту. Результат, достигнутый китайской экономикой, впечатляет: от группы слаборазвитых стран в конце 70-х - начале 80-х гг. до второй по объему ВВП экономики мира со среднегодовым приростом за последние 20 лет в 10%.