Роман Олегович, сейчас активно обсуждаются возможные способы повышения безопасности общеобразовательных и дошкольных учреждений. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы наши дети могли спокойно посещать школы и детские сады?
Роман Насонов: Не стоит уповать лишь на одних охранников, которые являются всего лишь составной частью системы безопасности в сфере образования. По мнению экспертного сообщества, все проблемы и "системные сбои" - от недостаточного финансирования до низкого качества воспитательного процесса - неизбежно отражаются на надежности охраны. Мы исходим из того, что эту задачу следует решать комплексно, поскольку ее успех зависит от совокупности действий целого ряда взаимодополняющих факторов. Помимо охранных структур, в этом процессе в первую очередь должны быть задействованы члены педагогических коллективов школ и персоналы детсадов, родители детей и местные органы правопорядка. Только совместными усилиями можно добиться приемлемого уровня безопасности. При этом надо учитывать многие особенности, в частности, существенно влияющую на выполнение поставленной задачи криминальную обстановку в месте нахождения объекта охраны. Например, в каком-нибудь элитном учебном заведении существует опасность похищения детей с целью выкупа, а в спальном районе с "нехорошей" репутацией могут возникнуть совсем другие чрезвычайные ситуации - более банальные, но не менее опасные.
Недавно появилась информация о возможном введении новых специальных профессиональных стандартов для охранников, работающих в образовательных и дошкольных учреждениях. В частности, предполагается, что для всех сотрудников охранных структур может быть введено обязательное тестирование на профпригодность. Как вы считаете, это полезная мера и что она даст?
Роман Насонов: На наш взгляд, следует четко понимать, что, во-первых, это еще не окончательное решение, а лишь потенциально возможное нововведение. А, во-вторых, это всего лишь один из вопросов, который сам по себе никак не способен решить все проблемы безопасности школ и детских садов. Ведь охранники школ - это не супермены. Они могут не пустить в школу пьяного хулигана, задержать вора или педофила - и таких случаев немало, - но не способны в должной степени противостоять более серьезной угрозе, например, террористической.
Достаточно вспомнить трагедию в Беслане, где 1 сентября 2004 г. террористы захватили целую школу. Никакой охранник, будь он хоть трижды протестирован, не смог бы остановить вооруженных до зубов террористов. Это больше относится к компетенции ФСБ, МВД и МЧС, задача которых не допустить подобной ситуации. А реальное взаимодействие с этими структурами охранных агентств недостаточное.
Безусловно, повышение требований к сотрудникам охраны, работающим в детских образовательных и иных учреждениях, объективно необходимо. Мы помним, как год назад в одну из столичных школ ученик пронес оружие и какой трагедией это закончилось. Именно для того, чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо повышать профессионализм и ответственность охранников. Однако эта проблема значительно глубже, чем попытка просто создать определенные тесты по аналогии с каким-либо ЕГЭ.
Конечно, ничего плохого в обучении и проведении подобного тестирования нет. Но поспешное введение недостаточно продуманных дополнительных экзаменов только усложнит существующие проблемы.
Вообще, на мой взгляд, подобные меры имеют смысл с учетом специфики охраняемых объектов и даже не во всех столичных учебных заведениях. Нельзя причесывать под одну гребенку все школы на бескрайних просторах нашей страны, ведь у них очень разный формат и возможности. Невозможно применять единый стандарт для учебного заведения столицы и небольшой сельской школы.
Многие слышали, наверное, что в одном уральском поселке в местной школе в этом году оказалась только одна выпускница. Понятно, что требования к охране таких объектов должны быть совсем иные, нежели в крупных городах.
Что же тогда нужно делать для решения проблемы безопасности?
Роман Насонов: В первую очередь необходимо выстроить систему взаимодействия и связи администрации школы с охранным предприятием, а не ограничиваться формальным разделением зон ответственности.
Дело в том, что текучесть кадров, которые обеспечивают безопасность, очень велика. Поэтому обучив нескольких сотрудников, но не закрепив их на местах, мы просто работаем на поток, не решив главной задачи - создания всех необходимых условий для эффективной охраны конкретных объектов. Убежден, только тогда, когда каждый сотрудник будет четко знать не только руководителей школы, но и детей, а также бабушек, дедушек, родственников, которые приходят в школу, можно достичь максимального результата.
Следующим важным условием является всестороннее обеспечение необходимым оборудованием охраняемого объекта. Ведь школа - это не крепость. В нее легко проникнуть, разбив, например, окно, или через запасные выходы.
А почему нельзя просто взять и закрыть "лишние" двери или увеличить штат охранников?
Роман Насонов: Закрывать дополнительные входы нельзя по техническому регламенту, по правилам пожарной безопасности. А увеличить число охранников не позволяет школьный бюджет. Сейчас очень непростое время, поэтому надо исходить из того, что в ближайшие годы в учебных заведениях страны количество охранников не увеличится. Если в Москве не найдется ни одной неохраняемой школы, то в регионах, удаленных от столицы, все обстоит с точностью до наоборот. Ведь у провинциальных учебных заведений бюджет куда более скромный.
Но и в Москве два охранника на одно учебное заведение большая редкость. Дело в том, что по действующим правилам на это могут претендовать только учреждения с 800 и более учащимися, а, как правило, в учебных заведениях столицы обучаются 500-550 детей.
Вы уже давно занимаетесь этой проблематикой. Насколько изменились условия вашей работы со временем?
Роман Насонов: Кардинальным образом. Сейчас на нас ложится колоссальная нагрузка. Дело даже не в огромной площади охраняемых объектов с массой помещений, за которыми уследить трудно. Существенно укрепилась материальная база учебных заведений, появилось дорогостоящее оборудование, компьютеры. Недавно из одной московской школы было украдено 32 ноутбука!
Как строится ваша работа с Департаментом образования?
Роман Насонов: С московским Департаментом образования мы работаем действительно достаточно давно. С приходом нынешнего министра образования города Москвы требования ко всем структурным подразделениям, а также организациям, сотрудничающим с Департаментом, значительно выросли. Настойчивость и системность, с которыми сейчас руководство Департамента спрашивает с ответственных организаций и лиц, обоснованы и позволяют изменять ситуацию в лучшую сторону. Хотя существуют различные взгляды и подходы на способы реализации тех или иных задач, но в целом наше сотрудничество конструктивно и перспективно. Ощутима в этом плане и поддержка мэрии Москвы. Важные для нашей работы вопросы постоянно в центре внимания и мэра, и ответственных лиц. За что мы очень благодарны.
Роман Олегович, чем ваш холдинг отличается от других охранных структур?
Роман Насонов: На территории, которую мы охраняем (а это объекты ЮАО города Москвы), уровень подготовки сотрудников выше, чем в других аналогичных структурных подразделениях. Это видно по результатам проверки. Мы гордимся тем, что у нас получается правильно выстроить отношения с руководством учебных заведений, с некоторыми из которых работаем почти 10 лет.
Работа охранных структур иногда складывается из мелочей, главное - не пренебрегать ими. Вот один из примеров - по требованиям комплексной безопасности все дошкольные учреждения Москвы должны быть оборудованы системой ограничения доступа. При выходе из детского сада должна быть кнопка, нажав на которую можно открыть дверь. По непонятной причине в садах эти кнопки разместили на высоте в один метр, что позволяет любому 3-5 летнему ребенку самостоятельно выйти за территорию детского сада, и не всегда воспитатель может уследить за ним. Мы решили эту проблему.
Для более тесного взаимодействия с родителями мы создали сайт, где наладили обратную связь, и теперь можем оперативно реагировать на все замечания и предложения.
В нашем холдинге разработана своя система, позволяющая целиком и полностью контролировать качество всех оказываемых услуг. Мы регулярно составляем подробные отчеты о деятельности наших сотрудников, учитывая данные, полученные методом дистанционного видеоконтроля, и результаты проверок службы контроля качества, проводим их тщательный анализ с внесением данных в дисциплинарную практику сотрудника. Это позволяет выявить как общие, так и частные проблемы на объектах, разрабатывать соответствующие решения по их устранению.