"Мы должны иметь в виду, что русский язык выполняет цементирующую роль в многонациональном государстве, - подчеркнул спикер Госдумы, открывая первое заседание на тему разработки новой концепции. - Это и основа нашей идентичности, и часть нашей национальной безопасности". Решение о разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы уже принято - теперь пора приступать к конкретике, считает Сергей Нарышкин.
Эта работа должна вестись с опорой на крупные научно-образовательные организации и под руководством авторитетных в профессиональном сообществе людей, призвал он. Будут использованы успешные наработки, заверил Нарышкин, - например, идеи Общероссийской ассоциации учителей словесности. Парламентарий выделил три направления работы. Первое - преподавание русского языка в школах, которую, по его словам, мог бы возглавить директор института русского языка РАН Александр Молдован.
"Вторая важнейшая задача - это преподавание русского языка как иностранного, - добавил глава нижней палаты. - И в этом направлении активно работает Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Мне кажется, было бы правильным попросить возглавить эту подгруппу Маргариту Николаевну Русецкую".
Наконец, третье направление - это преподавание литературы в школах. Эту подгруппу Сергей Нарышкин предложил возглавить директору Государственного литературного музея Дмитрию Баку.
Возглавивший третье направление Дмитрий Бак сразу же вышел с инициативой на тему дополнения школьной программы по литературе. "В постсоветское время мы потеряли Герцена, Чернышевского, и стало не понятно, с кем спорит Достоевский, - привел он пример. - Очень важно не упрощать, а рассказывать детям о литературном процессе в полном историческом развитии".
Бывший министр образования, ныне помощник президента Андрей Фурсенко предложил использовать успешный опыт, имеющийся в результате создания единого подхода к преподаванию истории. По его словам, новая концепция в этой сфере мотивирует учителей на творческий подход - то же самое надо реализовать и в отношении русского языка и литературы.
Глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов, в свою очередь, предложил "скрестить" готовящуюся концепцию с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Три подгруппы по указанным направлениям с участием экспертов будут работать отдельно, а в итоге общими усилиями будет подготовлена единая концепция. Участник заседания - глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов - сообщил, что внедрение стандартов по этим предметам нужно закончить в течение этого и следующего годов. С учебного года-2016 школьники уже могли бы учиться полностью по новым правилам.