Эта история тянется уже почти 15 лет, но есть реальная надежда, что она закончится совсем скоро - к 10-й министерской конференции ВТО в декабре. Осталось, чтобы все как один 161 член ВТО договорились. Точнее, определят исход раунда переговоры между ЕС и США, с одной стороны, и Китаем и Индией, - с другой.
О том, какой позиции в этой ситуации должна держаться Россия, шла речь на "круглом столе", который провели Центр экспертизы по вопросам ВТО, минэкономразвития и Российский союз промышленников и предпринимателей.
Официальная цель Дохийского раунда - выравнивание конкурентных условий на международных рынках. Из этих многоплановых переговоров для неспециалистов поддается пониманию разве что снижение пошлин, но помимо этого там есть и важные нюансы по поводу специальных защитных мер, тарифных квот, особого режима торговли для беднейших стран и так далее.
Ключевая сфера - пошлины на сельхозпродукцию и допустимые уровень и формы господдержки аграриев. От прогресса на этом направлении зависит успех на остальных. Однако развитые страны хотят не снижать свои пошлины (они и так довольно низкие), зато ждут этого от Китая и Индии, но тех такой расклад не устраивает. В результате возникла пробка на остальных "треках" Дохийского раунда.
В этих переговорах Россия как недавно присоединившаяся страна выступает преимущественно наблюдателем. По тарифам и поддержке аграриев наши партнеры сами друг друга "дожмут", и, какие бы ни были приняты решения, они нас затрагивать не будут. С тем и подписывались под членством в ВТО, объяснил главный переговорщик с этой организацией Максим Медведков, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития.
Когда Россия согласилась снизить пошлины и ввести лимит на господдержку аграриев (по факту он остается далеко не исчерпанным), то получила заверения, что сопоставимые обязательства возьмут и страны-старожилы ВТО. Кроме того, Россия настаивает на отмене прямых экспортных субсидий аграриям в странах-конкурентах. Вот по этим "красным линиям" будем занимать категоричную позицию, рассказал Максим Медведков.
В Минэкономразвития и рады бы потребовать дополнительных уступок по отдельным направлениям торговли, тем более что в ВТО есть несколько группировок, к одной из которых можно примкнуть. Но для этого нужно понимать, каким себя бизнес видит через 5-10 и даже 20 лет и чего же он хочет от ВТО - максимальной защиты своего рынка или самого широкого доступа на внешние рынки. И если аграрии ответили на эти вопросы, то промышленность молчит. Мало кто из компаний загадывает, что будет лет через десять. "Очень много вопросов провисает, потому что нет долгосрочных стратегий", - сокрушается Максим Медведков.
Что-то в этом году будет точно подписано, считают эксперты. Крупнейшим экономикам надо предъявить хоть какие-то договоренности, чтобы показать, что ВТО способна добиться дальнейшей либерализации мировой торговли. Правда, сейчас на столе переговоров самые разнообразные предложения, а единой альтернативы, которая помогла бы всем договориться, не видно, говорит референт Департамента торговых переговоров Виктор Батанин. Страны-основатели ВТО начинали Дохийский раунд с большим размахом, но каждые 3-4 года амбиций становилось все меньше, повестка сокращалась. Теперь ВТО снова на развилке.
Если у нее ничего не выйдет, останется одно утешение: из всех международных организаций ВТО оказалась самой аполитичной, поделился наблюдениями Максим Медведков. Есть общее понимание, что политических дискуссий там быть не должно. Так что на позиции России в ВТО события последнего года не повлияли. Вопреки распространенным представлениям, ВТО по определению не может давать оценку каким-либо событиям, подчеркнул профессор НИУ "Высшая школа экономики" Алексей Портанский. Это лишь площадка для переговоров и разрешения торговых споров.