Юшкова: Необходимо стимулировать инвестиции в нефтедобывающую сферу

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал введение налога на финансовый результат в нефтяной отрасли для пилотных проектов. Им будут облагаться доходы от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и доставку до покупателя. Законопроект о налоге на финансовый результат уже внесен в Госдуму. Принять его планируется до 1 декабря 2015 года.

Нефтяные доходы составляют сегодня 48% дохода российского федерального бюджета и формируются в основном за счет федерального налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин на нефть. Таким образом, влияние налоговых поступлений от нефтяной сферы на экономику России достаточно велико. На протяжении длительного периода времени российское законодательство о налогообложении нефтяной отрасли было нацелено на обеспечение определенного уровня налоговых поступлений в бюджет любой ценой. Экономическая эффективность при этом уходила на второй план. Это привело к формированию крайне неблагоприятного налогового климата, препятствующего интенсивному развитию отрасли и повышению ее эффективности.

Долгое время вопрос о реформировании налоговой системы в нефтяной сфере постоянно откладывался. Регулирование осуществлялось путем варьирования ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины на нефть в зависимости от текущей рыночной ситуации, а также предоставлением налоговых льгот на ряд российских месторождений.

Пересмотр налоговых схем в нефтедобывающей промышленности связан с тем, что начиная с 2015 года ожидается существенное падение нефтедобычи в России. По оценкам экспертов, потери бюджета после 2020 года могут составить около 20 млрд долларов ежегодно. Это связано с тем, что используемая до последнего времени система налогообложения при низких ценах на нефть препятствует инвестированию в добычу трудноизвлекаемых ресурсов, шельфа и в разработку месторождений с отсутствующей инфраструктурой.

Объем российской нефтедобычи по результатам прошлого года составил 526,8 млн тонн. Однако если говорить о географии добычи нефти, то примерно 62% этого объема приходится на месторождения Восточной Сибири, многие из которых уже в значительной степени выработаны. Часть месторождений приходится выводить из разработки по причине отсутствия более эффективных технологий добычи, в общем балансе растет доля низкопродуктивных и трудноизвлекаемых запасов нефти. В результате происходит не только общее снижение нефтедобычи в России, но и падает качество добываемых ресурсов. Для исправления сложившейся ситуации требуются значительные инвестиции, но в условиях ограничения доступа к мировым финансовым рынкам и падения цен на нефть вопрос привлечения средств в нефтяную сферу оказывается очень сложным.

В качестве решения этой проблемы было предложено провести экспериментальное изменение системы налогообложения для ряда проектов в нефтяной сфере путем введения налога на финансовый результат (НФР), который будет взиматься вместо НДПИ. В случае если такой шаг окажется эффективным, то впоследствии может быть рассмотрен вариант применения такого метода взимания налога ко всей нефтедобывающей сфере.

При переходе на НФР налогом будет облагаться не нефть в момент ее добычи, как это делается сейчас, а накопленная за время разработки месторождения прибыль, которая представляет собой разницу между доходами и расходами за весь срок освоения участка. Предполагается, что ставка налога должна увеличиваться по мере роста добычи сырья и снижаться при ее сокращении. Эта налоговая инициатива будет проверена на 16 пилотных проектах. Все они в основном расположены в Ханты-Мансийском автономном округе. Четыре месторождения принадлежат "Роснефти", пять - "ЛУКОЙЛу", три - "Газпром нефти" и еще четыре - "Сургутнефтегазу". Ожидается, что переход на новую систему налогообложения позволит достигнуть роста объемов добычи нефти за счет разработки более сложных месторождений, повысить эффективность добычи нефти на уже разрабатываемых месторождениях, а также увеличит доходы от налоговых поступлений в нефтяной сфере.

Минфин выступал против этой инициативы, основываясь на том, что при подобном подходе у нефтяных компаний не будет стимулов к снижению издержек и использованию более эффективных технологий добычи, поскольку по сути их затраты будет оплачивать государство. В министерстве финансов также опасаются, что использование налога на финансовый результат может поставить под угрозу устойчивость нефтегазовых доходов бюджета, так как при такой модели налоговые поступления неизбежно сократятся. На основании этого эксперты минфина считают, что Россия рискует потратить весь Резервный фонд в ближайшие годы на покрытие дефицита бюджета.

Тем не менее очевидно, что основной целью сегодня должно быть не снижение издержек нефтяных компаний, а поддержание существующего уровня добычи в отрасли. Стимулирование инвестиций в нефтедобывающую сферу даже ценой временного снижения налоговых поступлений принесет положительный эффект уже через 3 - 5 лет.