В Тульской области представили глобальный турмаршрут по усадьбам

Вопросы, связанные с перспективами развития в России усадебного туризма и государственно-частного партнерства в этой сфере, обсудили в Туле на форуме-презентации межрегионального маршрута "Русские усадьбы: от идеи до маршрута" под председательством замминистра культуры РФ Аллы Маниловой.

Идея проекта появилась в 2012 году, когда минкульт РФ получил поручение президента РФ по развитию культурно-познавательного туризма, в том числе массового детского - в последние 20 лет он фактически перестал существовать.

- Главным смыслом было возрождение внутреннего туризма, - напомнила Алла Манилова. - Мы понимали: нужно нечто новое. Стали изучать западный опыт. И пришли к осознанию, что в России необходимо создать несколько проектов, которые в мировой практике называют "глобальными маршрутами".

Речь идет о маршрутах, охватывающих огромную часть территории страны, целый ряд регионов, а иногда и стран. Подобные проекты предполагают вариативность: сегодня человек путешествует по одному отрезку большого пути, через год - по другому. При этом надо понимать, что "маршрут" - не просто рисунок на карте, а конкретное предложение для туриста. К примеру: вот точка въезда, затем "вы поедете туда-то, жить будете здесь, обедать - там"…

- Все, что мы хотим вывести на внутренний и международный рынки, должно быть "упаковано" в то, что называется "туристский продукт". И уже полностью готовый проект мы вручим ведущим российским туроператорам, которые имеют огромный опыт работы с миллионами туристов, - пояснила Алла Манилова.

В минкультуры создали уже три таких глобальных маршрута - "Русские усадьбы", "Шелковый путь" и "Серебряное ожерелье России" (путешествие по северо-западу европейской части страны). Первую идею подсказали музейщики Тульской области - представители известных усадеб "Ясная Поляна" и "Поленово". Собственно, потому нынешний форум-презентация и проводился в Туле. За предложение в министерстве ухватились, поскольку поняли: это первый из глобальных маршрутов, который можно быстро запустить:

- Здесь есть все, о чем можно только мечтать со стратегической точки зрения. Тут что ни усадьба - то бренд, великое имя в нашей истории, - пояснила замминистра. - При организации маршрута мы избавлены от необходимости пояснять миру, зачем туда ехать. А ведь мотивация - главное в этом процессе.

Историй, которые есть вокруг русских усадеб, очень много. Но надо научиться их подавать

Все началось с создания организационного штаба проекта, который возглавила директор музея "Ясная Поляна" Екатерина Толстая. В пилотный проект помимо тульского региона вошли Рязанская и Брянская области. Организаторы провели научные исследования, разработали маркетинговую стратегию, создали "дорожную карту" рекламной деятельности…

По словам Екатерины Толстой, подводившей предварительные итоги этой работы, уже первые шаги оказались успешными. Так, в 2014 году Ясную Поляну посетили на 19,3 процента туристов больше прежнего, а за первое полугодие 2015-го - на 42,4.

Любопытно, что идея сквозного путешествия по усадьбам распространяется "и вширь, и вглубь". Директор музея-заповедника "Куликово поле" Владимир Гриценко рассказал, что совершенно неожиданно туроператоры стали включать в свои маршруты и их филиал - купеческую усадьбу: группы едут в роскошный Богородицкий дворец - усадьбу сына Екатерины II, а заодно заезжают и в Епифань.

- Усадьбы разные, как и их возможности, - рассуждает известная телеведущая Фекла Толстая. - Мы будем продвигать сам бренд "Русские усадьбы" и рассказывать, что путешествие по русским усадьбам в принципе интересно и приятно. Прелесть в том, что в здесь можно сразу все: изучать историю, культуру, наслаждаться природой, просто отдыхать на свежем воздухе. Что касается тех усадеб, которые пребывают в трудном положении, есть несколько путей их включения в проект. Можно создавать маршрут, включающий известные усадьбы с хорошими кафе, гостиницами и прочей инфраструктурой, и оттуда на полдня или несколько часов поехать туда, где нет гостиниц и Wi-Fi, но зато есть замечательная история. Кроме того, важно развивать событийный туризм, организовывать фестивали… За границей из любого маленького повода или исторического события создается целая большая программа. Мы в этом отношении отстаем. Историй, которые есть вокруг русских усадеб, очень много. Но надо научиться их подавать.

Участники форума отмечали, что сегодня для привлечения туристов необходимо создавать "упаковку" для богатейшего культурного и исторического наследия. Вплоть до того, чтобы даже экскурсоводы перешли на более актуальную форму работы.

Кроме того, в Туле были подписаны протоколы о намерениях в сфере межрегионального взаимодействия по вопросу реализации культурно-познавательного туристского проекта "Русские усадьбы" с Тамбовской, Калужской, Ленинградской, Тверской, Псковской и Вологодской областями, а также соглашения о сотрудничестве минкультуры РФ с Российским союзом туриндустрии и Ассоциацией туроператоров. В рамках мероприятия состоялась презентация путеводителя "Русские усадьбы" и интернет-портала проекта, где представлена информация о почти тысяче усадебных комплексов.

Кстати

Примечательно, что форум, давший старт глобальному маршруту, проходил в только что отреставрированном здании Дворянского собрания. Здесь же днем ранее начался региональный туристический фестиваль с презентацией тульских усадьб. На выставке было организовано много интерактивных площадок, где желающие могли лепить из глины, чеканить монеты, пить чай с белевской пастилой и тульскими пряниками, знаменитым "анковским пирогом" из Ясной Поляны и потрясающим яблочным вареньем по рецептам Болотова.