В Зауралье нашли миллиарды рублей недоплаченных налогов

В условиях бюджетного дефицита тема сбора налогов - одна из самых горячих. Недавний доклад УФНС по Курганской области на общественном совете вызвал широкий общественный резонанс. О том, как налоговое ведомство намерено выводить скрытые доходы из тени и не грозит ли это бизнесу репрессиями, руководитель управления Владимир Рыжук рассказал "Российской газете".

Владимир Алексеевич, мы привыкли, что зауральский бизнес постоянно жалуется на высокие налоги. Но, оказывается, региональное соотношение суммы уплаченных налогов к доходам организаций не дотягивает даже до среднероссийского показателя. Количество налогоплательщиков, у которых налоговая нагрузка меньше среднеотраслевой, превышает 50 процентов.

Владимир Рыжук: Допустим, предприятие получило 100 миллионов рублей выручки, в бюджет заплатило миллион, налоговая нагрузка в этом случае - один процент. По данным на 1 января, средняя налоговая нагрузка по Курганской области составила 8,83 процента, а по России - 9,88. Разница между этими двумя показателями, умноженная на доходы организаций за отчетный период, - это скрытые налоги. По нашей оценке, их сумма составляет порядка трех миллиардов рублей. Так что слухи о тяжелом налоговом бремени бизнеса Зауралья преувеличены.

Интересно, кто в регионе скрывает налоги?

Владимир Рыжук: Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали налоговую нагрузку бизнеса по отраслям за 2014 год и оказалось, что половина налогоплательщиков в Курганской области имеет налоговую нагрузку ниже среднеотраслевой. Наибольшие отклонения выявлены в таких сферах, как операции с недвижимым имуществом (нагрузка по области - 6,4 процента, а по России - 17,5), строительство (соответственно 4,7 и 12,3), производство пищевых продуктов, включая напитки (13,5 и 19,4), машин и оборудования (9,3 и 11,7), резиновых и пластмассовых изделий (0,32 и 5,6 процента). Только в этих сегментах рынка сумма скрытых налогов составила примерно 1,5 миллиарда рублей. Отмечу, что лидеры черного списка - строители и риелторы - занимают на рынке 18 процентов, а их доля в бюджете всего 10 процентов. Их налоговый потенциал значительно выше.

Если у компании низкая налоговая нагрузка, это сразу вызывает подозрение?

Владимир Рыжук: Не всегда. Например, когда предприятие получает льготы, потому что строит новые цеха, берет в лизинг технику или оборудование, то мы понимаем: сегодня оно платит меньше, зато завтра отдача вырастет. Но таких немного, большинство просто уходит в тень. Это очень хорошо видно на примере все той же строительной отрасли. В Курганской области зарегистрировано почти две тысячи субъектов бизнеса, работающих в этой сфере - 1300 юрлиц и 655 индивидуальных предпринимателей. В прошлом году в консолидированный бюджет области от среднего бизнеса поступило 464 миллиона рублей, от малого - 454 миллиона, от ИП - 29 миллионов. При этом более половины предприятий занимаются строительством зданий. По данным ассоциации строителей России, средняя стоимость квадратного метра жилья в новостройках Курганской области составляет 35 220 рублей. Себестоимость квадратного метра - 27 864 рубля. Не надо быть великим математиком, чтобы подсчитать: чистый доход с каждого квадрата - 7356 рублей. При таком доходе рентабельность должна быть 16,4 процента, а по отчетам строителей она всего 2,61 процента. Если бы они указывали реальную рентабельность, то в региональный бюджет поступило бы налога на прибыль около 400 миллионов рублей, а в федеральный - около 500 миллионов. Мы же получили 74 миллиона в региональный и 385 миллионов в федеральный. Получается, бюджет Курганской области только со строителей недобрал 307,7 миллиона, а РФ - 102,7. Аналогичная картина по другим отраслям с очень низкой налоговой нагрузкой.

Вы выявили предприятия с низкой налоговой нагрузкой. Что дальше?

Владимир Рыжук: Дальше предстоит предметно разбираться с каждым налогоплательщиком. Во всяком случае, это уже повод для выездной проверки. Выявить нарушения на основании результатов налогового мониторинга и определить суммы доначислений - это только первый шаг. Второй - собрать качественную доказательную базу, третий - доначислить суммы, не поступившие в бюджет. А затем, возможно, придется еще доказать свою позицию в судах и обеспечить-таки поступление доначисленных сумм в бюджет. Но важен и еще один момент - нельзя допустить потери налогоплательщиком платежеспособности в результате проведенных контрольных мероприятий.

Что подразумевается под налоговым мониторингом, насколько он широк?

Владимир Рыжук: Это глубокий анализ предприятия, который мы проводим до выездного контроля. В этом деле наши возможности сейчас практически безграничны. Мы имеем электронный документооборот с банками, с Росреестром, знаем все движения по счетам, с кем налогоплательщик работает, кто у него учредители. Все становится прозрачным, поэтому, действительно, прятаться нет смысла.

Вы работаете в должности руководителя УФНС не так давно - с декабря 2014 года. Но курганские предприниматели уже успели оценить ваши методы работы как весьма жесткие, о чем они не раз высказывались публично. Говорят, с вашим приходом стало больше проверок, банкротств, уголовных дел и судебных процессов.

Владимир Рыжук: Не знаю, откуда идет эта информация. По моим данным, ни по одной из перечисленных позиций роста не наблюдается, даже наоборот - существенное снижение. В первом полугодии мы провели 94 внеплановые проверки, тогда как в прошлом году за тот же период их было 125. Количество материалов, направленных в следственные органы, сократилось с 19 до 12, а количество возбужденных уголовных дел - с шести до четырех. Отмечу, что передача материалов в следственные органы на основании выявленных налоговых правонарушений - обязанность налогового органа.

Что касается судов, то на протяжении нескольких лет отмечается уменьшение числа споров с участием налоговых органов Курганской области как по заявлениям налогоплательщиков, так и по искам налоговых органов о взыскании задолженности по налогам. Это связано с изменением законодательства (введением обязательного досудебного урегулирования споров) и активной разъяснительной работой. Раньше через суд взыскивались налоги и с бюджетных организаций, но с 1 января 2015 года в связи с изменением закона на бюджетные организации можно подать в суд, если задолженность по налогам у них превышает пять миллионов рублей. В регионе таких нет.

Банкротных дел тоже стало меньше. По данным на 1 июня, в Зауралье 143 должника, в отношении которых введены процедуры банкротства, в том числе по 117 - конкурсное производство. В прошлом году таких предприятий было на десять больше. Поэтому нет никаких оснований говорить о том, что налоговая кому-то выкручивает руки, кошмарит бизнес. Мы действуем в рамках закона. Об этом говорит тот факт, что за пять месяцев текущего года 89 процентов обжалуемой суммы присуждено в пользу налоговых органов.

Подчеркну также: наша служба абсолютно открытая. Любой специалист, и я сам в том числе, готов встречаться, помогать, консультировать. Работает круглосуточный телефон доверия. Вот только ни одного звонка от бизнесменов на него пока не поступало.

Удалось ли переломить ситуацию со сбором налогов? Помнится, в начале года были сплошные минусы…

Владимир Рыжук: Здесь наблюдается неплохая динамика. За пять месяцев в федеральный бюджет перечислено 2,5 миллиарда рублей, что на 108 миллионов, или 8процентов, выше уровня прошлого года, несмотря на то что по итогам четырех месяцев мы действительно находились по этому показателю в минусе. Благодаря использованию всех рычагов администрирования - взысканию задолженности, налоговому контролю, информационной работе с налогоплательщиками - доходы консолидированного бюджета в первом полугодии в основном исполнены. Поступления в местные бюджеты даже приросли на 5,6 процента, в том числе НДФЛ - на 12,9. Есть отставание по налогу на землю (снижение на 22,7 процента), но его причина объективна: изменился вид пользования земли, приобретенной Федеральным фондом содействия жилищному строительству (ФФСЖС) в 2011 году для строительства жилья. При этом ставка налога снизилась с 1,5 до 0,5 процента. Такая ситуация с налогом на землю сложилась не только в нашем регионе.

В бюджет Курганской области направлено 6,3 миллиарда рублей - здесь мы недобрали 72 миллиона, или почти три процента. Надо учитывать, что бюджет региона в основном пополняется за счет поступления налогов на доходы физических лиц (45 процентов) и на прибыль (24). Если НДФЛ собирается с ростом к уровню прошлого года на 145 миллионов рублей (6 процентов), но налог на прибыль сильно "просел" - минус 27 процентов.

Хотя и тут не все однозначно. Дело в том, что только 77 процентов поступлений налога на прибыль, зачисляемой в бюджет региона, составляют платежи предприятий, состоящих на учете в налоговых органах области по месту нахождения. С ними проблем нет: за пять месяцев они уплатили на 303,9 миллиона рублей, или на 52 процента больше, чем за аналогичный период годом ранее.

А вот у тех налогоплательщиков, которые представлены в регионе филиалами, обособленными предприятиями, а их головные офисы находятся в других субъектах РФ, зафиксировано падение сборов на 30 процентов (178,8 миллиона рублей). Предприятия, входящие в консолидированные группы, и вовсе снизили поступления налога на прибыль в четыре раза - на 221,7 миллиона. База для исчисления налога, исходя из доли, приходящейся на Курганскую область, снизилась по сравнению с прошлым годом на 35 процентов, или 873 миллиона рублей. А по организациям - структурным подразделениям - на 31 процент, или 2,6 миллиарда рублей.

Вы уверены, что сможете побороть теневую экономику?

Владимир Рыжук: Конечно. А иначе зачем мы тогда здесь работаем?