Челябинская и Тюменская области подали в суд на поставщика тепла

Порядка 16 миллиардов рублей сэкономит в этом году Челябинская область, которая отказалась удовлетворить многочисленные заявки поставщиков ресурсов на повышение коммунальных платежей.

В случае отказа от бюджетного субсидирования платежи жителей Челябинской области с 1 июля увеличились бы на 16,8процента, но чиновники признали такую нагрузку на южноуральцев необоснованной. В итоге утверждена тарифная сетка, согласно которой рост "коммуналки" для физлиц составил всего 10,6 процента (с возможным отклонением до 15,6). В том числе плата за электричество поднялась на 9,2 процента, за холодную воду - на 9 процентов, за водоотведение - на 8,7, за газ - на 7,5, за отопление - на 11. Это ниже уровня официальной инфляции (11,4 процента), который обычно выступает предельным ограничителем.

Отдельным фактором, влияющим на размер платежей населения, стало их доведение до 100 процентов, так называемая ликвидация "последней мили", уйти от которой планируется к 2017 году. При этом разницу между льготным и экономически обоснованным тарифом традиционно покрывает регион: в этом году на эти цели направят около миллиарда рублей. Однако уже в 2016-м бюджетные ассигнования рискуют увеличиться в три раза из-за двукратного роста тарифов на тепло.

- Сейчас мы судимся с министерством энергетики РФ по поводу перехода энергоконцерна, присутствующего в регионе, на физметод распределения топливных затрат, - говорит министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяна Кучиц. - В двух инстанциях проиграли, но подали кассационную жалобу и не теряем надежды, что удастся не допустить увеличения тарифной нагрузки.

Напомним, в 2014 году федеральное минэнерго утвердило для поставщика энергоресурсов нормативы удельного расхода топлива при комбинированной выработке электрической и тепловой энергии по физметоду распределения затрат. Он предполагает, что стоимость электроэнергии будет постепенно снижаться, а тепловой, наоборот, расти. При этом основным потребителем тепла на Южном Урале является население (более 80процентов в структуре потребления), то есть нагрузка перекладывается на него. Некоторые эксперты предлагают смягчить болезненность этого шага за счет растягивания роста тарифа на три года, но власти считают такой вариант малоэффективным, ведь важно не просто отсрочить двукратное повышение платежей для граждан, а полностью исключить его.

А как у соседей

Тюменское правительство пытается путем подачи исков не допустить перехода генерирующей компании на физметод учета затрат, что приведет к удорожанию тепла минимум на 36 процентов. Дополнительные расходы владельцев жилья либо регионального бюджета, если он решится на субсидирование тарифа, составят порядка миллиарда рублей. По словам замгубернатора Вячеслава Вахрина, метод некорректен и используется в отсутствие необходимого правового регулирования. В свою очередь, поставщик ресурсов жалуется в УФАС на "незаконные действия" областных властей.