Изначально идея открытых курсов появилась в США, затем широко распространилась в Европе. Сегодня многие университеты открывают дистанционные курсы и используют их для собственного продвижения на рынке, однако российский проект уникален тем, что вузы действуют не поодиночке, а объединяют усилия и интегрируют онлайн-образование в программы бакалавриата и магистратуры. В США и Европе в силу мягкого государственного регулирования сферы образования такая интеграция происходит естественным путем, для России - это уникальный проект.
- Идея создания качественного контента, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нашла поддержку со стороны Минобрнауки РФ, - отмечает Василий Третьяков, директор института технологий открытого образования Уральского федерального университета (УрФУ).
На первом этапе каждый университет разработает и разместит на портале не менее четырех онлайн-курсов по базовым дисциплинам, а в перспективе общая база дистанционных учебных программ увеличится до 100 - по десятку и более от каждого участника объединения. Они будут доступны не только студентам, планирующим повысить уровень образования, но и всем желающим. В частности, ими смогут воспользоваться старшеклассники, которые желают освоить первые курсы вуза экстерном, или люди, стоящие перед выбором профессии.
Ожидается, что основным форматом подачи информации в курсах станет видеолекция. Идеологи онлайн-обучения подчеркивают: современного студента сложно замотивировать на прочтение больших объемов текста, да и качество восприятия такой информации оставляет желать лучшего. Помимо видео, курсы будут включать в себя интерактивные материалы, которые позволят студентам общаться и оценивать работы друг друга. Благодаря виртуальным тренажерам, лабораториям и симуляторам у них появится возможность выполнять и практические задания. Качество курсов, размещенных на портале, будут оценивать учебно-методические объединения и эксперты ассоциации.
По итогам обучения слушателям выдадут персональные сертификаты, на основании которых они смогут получать "зачеты" по дисциплинам наравне с теми, кто посещал лекции вживую. Электронные версии документов будут размещены на портале в специальном хранилище портфолио. В перспективе эта информация может быть полезна работодателям, подчеркивает Третьяков.
Со временем платформа открытого образования будет совершенствоваться. В частности, перед организаторами системы стоит задача разработать механизм подтверждения достоверности результатов обучения независимо от места нахождения обучающегося. На первых этапах часть контрольных мероприятий пройдет в компьютерных классах университетов. В будущем планируется внедрять технологии, позволяющие буквально ежеминутно отслеживать процесс самообучения. Например, специальная компьютерная программа способна идентифицировать движение зрачков, чтобы удостовериться, что пользователь сам отвечает на задания, что он прочел текст до конца, или выяснить, какой фрагмент привлек наибольшее внимание. На основании этой информации студент может получить не только достоверную оценку, но и рекомендацию заново изучить тот или иной раздел курса.
Российская платформа открытого образования будет доступна практически с любого планшета, смартфона или компьютера через браузер. Как это работает? Пользователь регистрируется на сайте, выбирает понравившуюся тему, слушает лекции и выполняет практические работы. При этом самостоятельно планирует график обучения и экзаменов, отслеживая всю информацию в личном кабинете.
Представители университетов отмечают, что пока не рассматривают проект открытого образования как коммерческий. Для них инновационная платформа - прежде всего возможность продемонстрировать свои конкурентные преимущества и разработать качественные учебные курсы от лучших преподавателей страны. Финансовые вложения в проект сегодня оцениваются в сумму порядка 150 миллионов рублей, это средства учебных заведений: каждый член ассоциации вложит в создание контента по 20 миллионов рублей. Часть денег будет направлена на поддержание работы портала, обеспечение его доступности, но основная часть средств останется в вузах на создание самих курсов. Участники проекта уверены, что открытые курсы станут не только частью системы самообразования, но и войдут в систему формального образования в России.
В ассоциацию "Национальная платформа открытого образования" вошли МГУ, МФТИ, МИСиС, УрФУ, Высшая школа экономики и три вуза из Санкт-Петербурга: госуниверситет, политех, университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).
Между тем
Сотрудничество вузов породило еще один международный проект: молодежный научно-промышленный форум "Прорыв", который прошел в рамках выставки ИННОПРОМ-2015. Его организаторами стали УрФУ, УрГЭУ и Уральский юридический университет. "У студентов была уникальная возможность получить новые компетенции, попробовать себя в конкретном бизнесе, сформировать команду и представить свою идею потенциальным инвесторам", - комментирует Сергей Кортов, первый проректор УрФУ. Победителем стала команда УрФУ и УрГЮУ, которая при поддержке ГК "Синара" выработала технологию внедрения и оценила патентную чистоту проекта "Теплоизолированные листовые трубы для добычи "тяжелой нефти". Ребята получили грант на его дальнейшую реализацию.