"Правда Сноудена": вызов "Большому Брату"
4.5
Картина, ставшая заключительной частью кинотрилогии американского журналиста, продюсера и режиссера Лоры Пойтрас о том, что происходит с Америкой после 11 сентября 2001 года, была благосклонно принята критиками по всему миру, получила множество престижных премий, включая "Оскар" и премию BAFTA, и уже за первые несколько дней проката в России побила десятилетний рекорд кассовых сборов для неигрового кино. Вспомним ажиотаж вокруг Майкла Мура и его "Фаренгейта 9/11" - годы идут, а разоблачение тайн американской "демократии" остается самой востребованной темой XXI столетия.
Журналистские расследования Лоры Пойтрас о деятельности американских спецслужб в связи с войной в Ираке (фильм "Моя страна, моя страна", 2006 год) и о содержании подозреваемых в терроризме в тюрьме Гуантанамо (фильм "Присяга", 2010 год) заставили обратить на нее пристальное внимание этих самых спецслужб: последовала серия задержаний в аэропорту и допросы о съемках. В начале 2013 года анонимный работник разведывательной структуры американского Агенства национальной безопасности (АНБ) под ником Citizenfour ("Гражданин четыре") предложил ей в зашифрованном электронном письме доказательства того, что американские власти тайно следят за миллионами людей по всему миру с помощью телекоммуникационных сетей. Предупреждая вопрос о том, почему высокопоставленный правительственный служащий выбрал именно ее, в письме он обозначил, что она выбрала себя сама, бросив вызов системе своей деятельностью, и "там, наверху" знают о каждом ее телодвижении.
После пяти месяцев тайной переписки с соблюдением строжайших мер предосторожности Лора Пойтрас с коллегами из британской "Гардиан" отправилась на встречу к своему таинственному коммуниканту в Гонконг. За восемь дней несколько человек в комфортабельном гостиничном номере с видом на гавань Виктория сумели изменить современный мир до неузнаваемости. "Гражданином четыре" оказался молодой человек, чье лицо уже через несколько дней появилось во всех выпусках новостей на планете, - Эдвард Джозеф Сноуден. Эти восемь дней подготовки и публикации сенсационных материалов об АНБ и легли в основу документального фильма.
Фильм снят в жанре "синема верите" - говорить о художественной и эстетической составляющей произведения не приходится. По сути, перед нами двухчасовой репортаж, создатели которого поставили перед собой глобальную задачу - продемонстрировать, как американские спецслужбы, прикрываясь заботой о нацбезопасности и борьбой с международным терроризмом, практически полностью растоптали демократические свободы и право на частную жизнь не только своих граждан, но и жителей других стран. Особенно страшно, по мнению создателей картины, то, что не существует легальных способов борьбы с происходящим - "Патриотический акт" 2001 года развязал руки спецслужбам, а любые попытки разоблачения каких-то неконституционных действий пресекаются законами о шпионаже, которые были приняты еще в годы Первой мировой.
На что же рассчитывал Сноуден в таких условиях? Вдумчивый зритель действительно имеет возможность разобраться в мотивах этого молодого человека, который, к слову, совершенно не умеет работать на камеру и предстает перед нами как есть. О нем самом в фильме речь практически не идет, да и сам он неоднократно повторяет, что это не личная история, хотя личность его заслуживает должного уважения. Его, вне всяких сомнений, блестящий ум (привилегированный доступ к сверхсекретным данным - да еще и в столь юном возрасте - надо заслужить) позволил ему увидеть весь ужас стремительно развивающейся системы массового пассивного сбора информации из Сети. Потому что никакая система безопасности не может быть совершенной, пока за ней стоят люди. АНБ в этом смысле напоминает доктора Франкенштейна, который с благими намерениями создал самого настоящего неуправляемого монстра и не имеет понятия, какие последствия это может иметь. И своим поступком Сноуден взялся продемонстрировать слабые места этой махины - он просто взял и передал суперсекретные файлы команде журналистов, чтобы об этом заговорил весь мир. И на вопрос, страшно ли ему, Сноуден уверенно отвечает, что знал, на что идет, и что рассчитывает на то, что у него появятся последователи, которые не дадут иссякнуть всемирным дебатам, в результате которых может родиться здоровое решение возникающих в быстро меняющемся мире проблем.
Citizenfour - это фильм о человеке, который не сумел договориться со своей совестью и поверил, что, рискуя своей спокойной жизнью, может изменить реальность к лучшему. Тем самым он вписал себя в историю, а история, как известно, может быть простой и однозначной только в школьных учебниках, которые призваны поддерживать государственный миф. Был ли у американской администрации выбор называть Сноудена преступником и непатриотом или попытаться пересмотреть свои подходы? Очевидно, не было. Но новое время порождает новых героев, и наблюдать за этим - в том числе и на киноэкранах - любопытнейшее занятие.