Фильм "Пиксели" выйдет в прокат 23 июля

Когда-то школьники думали, что мир состоит из клеток и молекул. Сейчас они точно знают - все состоит из пикселей. Идея раздробить все на пиксели в кино актуальна: только недавно зрители видели, как дробит "пиксельно" кадр в скайпе режиссер Леван Габриадзе в фильме "Убрать из друзей", как подоспели иные пиксели…

Фильм "Пиксели" вышел в прокат в России 23 июля. Он - прекрасная иллюстрация того, как меняются векторы в кинематографе, в соответствии с требованиями времени. Кинематографисты понимают - новые технологии это то, с чем они уже давно вынуждены делить мозговую и эмоциональную территорию своих зрителей. Но кинематограф в ответе за тех, кого приручил, поэтому делает проекты, используя не только компьютерные технологии, но и сами игры. Может сделать фильм по мотивам компьютерной игры, а может придумать комедию про геймеров старшего поколения и тем самым привлечь в кино и папочек с мамочками, которые начинали с аркад, шариков Lines и Тетриса, и их детей, которые уже играют в такое, что поколению аркад и не снилось.

Геймеры всех возрастов - этот фантастический народ из волшебной страны. "Ботаны", интеллектуалы и вундеркинды, у которых из всех частей тела наиболее развит указательный палец правой руки, которым они нажимают на мышку. Эти блуждающие глаза, напряженный взгляд, средоточие мысли... Они - фрики из фриков и часто сознательно не хотят ничего добиваться в жизни - оставьте только их в покое и дайте поиграть.

Но вот ситуация меняется, и на первый план выходят именно они - иначе мир рухнет. Действие фильма "Пиксели" начинается в 80-х. Команда подростков Сэмм, Уилл, Ладлоу и Эдди "Огненный Бластер" (когда они становятся взрослыми их роли исполняют Адам Сэндлер, Кевин Джеймс, Джош Гад и Питер Динклэйдж) вовсю играла в аркады в автоматах. Монетка 25 центов - "квотер", и ты - в игре. "Пакмэн", "Донки Конг", "Галага" (PAC-MAN, Donkey Kong, Galaga) - вот такими были их игры. И кто бы мог подумать, что режиссер Крис Коламбус не наиграется в своих предыдущих фильмах ("Один дома", "Миссис Даутфайр", сценарий к фильму "Гремлины", принимал участие в работе над Гарри Поттером и Перси Джексоном), и запустит новых героев в ситуацию, где все смешается одновременно, более того, поднимется на другой компьютерный уровень.

Один из "ботанов"-геймеров становится президентом, другой - преступником, третий - гением-занудой, проводящем время в заточении, четвертый, помня позорный проигрыш на чемпионате по компьютерным играм, так и останется "лузером" - будет ходить по домам, ремонтируя и устанавливая технику. Этот расклад продлится ровно до того момента, когда на землю пожалуют инопланетяне. Их план-захват нашей планеты будет выстроен в форме аркады. И вначале это будет "Галага"…

И кто же сможет спасти Землю? Конечно же, команда "ботанов", которая подобрана практически, как персонажи "Стражей Галактики". Только они могут победить противника, и президент (а самый лучший глава страны - он как раз из бывших геймеров, хотя население этого не понимает и вовсю подтрунивает над хозяином Белого дома) дает им в помощь целую армию. Как геймеры обучают солдат и офицеров - этот момент можно будет пересматривать бесконечно, когда впоследствии фильм "Пиксели" появится в Интернете. Например, ботаник-вундеркинд стоит перед строем накачанных морпехов и "выносит им мозг" по полной программе. Оттягивается, как хочет, и они - эти горы мышц с глазами - ничего не могут ему сказать, потому что от него зависит - выживет ли планета.

Противостояние военных и несерьезных геймеров в фильме показано блестяще. Также, как и личная линия каждого героя. Проблема ведь в том, что все геймеры - любители женщин, но нравятся им вовсе не "ботанички", а "боевые" подруги. Одна - военный полковник (Мишель Монахэн), другая - героиня компьютерной игры Леди Лиза (Эшли Бенсон), похожая на древнегреческую богиню с двумя мечами за спиной (она в конце-концов оживает и становится реальной). И третья… "Огненный Бластер" мечтает о Серене Уильямс. И она - появляется в картине в роли самой себя.

На самом деле Крис Коламбус сделал фильм в лучших голливудских традициях. С одной стороны в нем нет ничего нового, что еще не предлагала бы "фабрика грез". И даже сюжет взят из французского мультфильма, который рассказывает о том, как из старого телевизора выбрались персонажи видеоигр и захватили мир. Но фильм "Пиксели" поражает своим вкусом и сбалансированностью. В нем нет ни одной несмешной шутки или провального диалога. Более того, в нем нет ни одного неверного движения. Особенно это поражает в совместной игре актеров и компьютерных персонажей. Кстати, Кевин Джеймс, который играет президента, в интервью рассказывал, что в процессе подготовки картины выгнал всех своих домашних, разложил по квартире теннисные мячики и общался с ними. Видимо, это ему помогло. Что помогло остальным - неизвестно, но у них получилась настоящая комедия, которую можно показывать как образец жанра студентам всех кинематографических вузов мира. А зрители? Готова поспорить, что каждый из них пересмотрит этот фильм и не один раз.

Мнение эксперта

Даниил Дондурей, культуролог:

-Я не раз говорил о том, что современный человек не может обойтись без телевизора. Это для него также естественно, как включить свет.

Но я бы не стал настаивать, что дело так же обстоит и с компьютерными (и не только) играми. ТВ все-таки производит представления о жизни. Создает некую смысловую вселенную вокруг человека. Помечает, что важно, а что нет. Оно ранжирует смыслы, все раскладывает по полочкам. Не говоря о том, что оно создает эти смыслы.

Игры же кажутся мне женитьбой технологий на инфантильности. Огромным продлением детского возраста. Не случайно же Голливуд давно развернул коммерческое кино в сторону разных фэнтези. Туда, где стирается грань между придуманной и эмпирической реальностью, грань между будущим, настоящим и прошлым. Стирается и грань в понимании, где я жертва судьбы, а где ее созидатель.

Повышение возраста игроманов - это предупреждение о том, что в ближайшие два десятилетия, а то и быстрее, может произойти смена цивилизационных основ. Что станет главной сферой человеческих интересов через 20-30 лет? Мой прогноз: это будет не труд и не творчество, а туризм. Сегодня это кажется странным. Ну что такое туризм? Так, развлечение...

Игры тоже вроде бы развлечение. Но они дают игроку свободу перехода из одних реальностей в другие. Ребенка к игре привлекает желание и возможность быть творцом. Желание побеждать, оно у ребенка всегда...

Игроман 25-ти лет хочет того же самого. Он, даже став дедушкой, будет хотеть того же. Сохранение инфантильной полубожественной своей мощи - когда ты создатель миров, вершитель побед, сокрушитель противника, могущий сломить серьезное сопротивление- дает человеку ощущение, что он и в жизни таков. Тебя хотят уволить, а ты пришел, и вдруг что-то такое сказал, сделал, комплимент начальнице, и все перевернулось.

Это все волшебство из детского возраста, из сказки, помноженное на технологии. И тут плюсуются факторы, связанные с удлинением жизни, мужчины скоро будут жить не до 63 лет, а до 83, как в Японии. Вместе с увеличением среднего возраста жизни детский тип сознания будет перемещаться вверх. Люди будут играть и после 25.

Когда человек играет сутками, не останавливаясь на еду, это, конечно, болезненная форма существования. Дело может доходить до безумия. Но если мы говорим о массовых процессах, то тут дело в модах. Может стать модным вообще жить в виртуалке. Ведь грань между эмпирическим миром и виртуальным стирается.

Я по отношению к технике и технологии какой-то луддист. Когда я вижу, как моя дочь совершенно свободно орудует всеми гаджетами, я понимаю, что молодые люди скоро с телефона будут управлять самолетами. Или рассказывать сказки кому-то на том берегу океана. Но сам я этим не умею пользоваться так, как они. А взявшись, все ломаю, как подсознательный луддист.

Аналитический же взгляд на проблему убеждает меня, что ключ здесь в том, что технологии современного мира позволяют преумножать ресурсы детского сознания. Это - еще раз повторю - женитьба технологий на инфантильности.

Подготовила Елена Яковлева