Уловили эту тенденцию и бизнесмены, причем не только российские. Подтверждает это и прошедший в Сочи форум "Стратегическое партнерство1520", который является крупнейшей деловой встречей лидеров железнодорожного бизнеса на пространстве "широкой" колеи. Найти оптимально продуктивные точки сотрудничества на ключевых бизнес-направлениях: машиностроении, перевозке, логистике, инфраструктуре - одна из основных задач, которая стояла перед участниками форума.
К примеру, во время диалога выяснилось, что зарубежные компании подумывают о переходе на расчеты в рублях при реализации проектов в России. Действительно, если компания приходит локализовать производство внутри РФ и доход с него она тоже станет получать в России, почему осуществлять финансирование она должна в евро или долларах. Вот и представители итальянского банка Intesa уже выразили готовность создать фонд для инвестирования в российские проекты в рублях. Об этом заявил председатель правления банка Антонио Фаллико.
Одним из важных событий форума стало подписание декларации о соблюдении принципов партнерства и добросовестности между компаниями-проектировщиками и строителями первых в РФ высокоскоростных магистралей (ВСМ). Проектирование первого участка ВСМ - от столицы России до Казани - уже началось, работами занимается российско-китайский консорциум, в который входят "Мосгипротранс", "Нижегородметропроект" и China Railway Eryuan Engineering Group (Китайская инженерная железнодорожная корпорация "Эр Юань").
Пока в России высокоскоростных железнодорожных магистралей нет. Это минус. С другой стороны, у нас есть возможность при их строительстве перенять самый передовой опыт и избежать допущенных "первопроходцами" ошибок. Это плюс.
Участок Москва - Казань станет пилотным, в дальнейшем дорогу хотят продлить до Пекина. Пока же линия протяженностью 770 км сократит время в пути между конечными пунктами до 3,5 часа с нынешних 11,5. Для нее будут необходимы свои рельсы и соответствующие поезда, ведь составы будут разгоняться до 400 км в час. Стоимость проекта составит более 1 трлн руб. (десятую часть из них готов внести китайский фонд Silk Road Fund), суммарный же объем затрат на строительные материалы - 270 млрд рублей. Причем большинство стройматериалов рассчитывают приобрести в России, но какую-то часть все же придется закупать в Европе или Китае (некоторые детали пока не имеют отечественного аналога).
На форуме сообщили и о том, что магистраль до Китая будет проходить через Казахстан. Ранее рассматривалось два пути единого высокоскоростного транспортного коридора "Шелковый путь" из Москвы в Пекин: через Екатеринбург, Челябинск, Петропавловск, Астану, Достык и Урумчи до Китая или же чуть севернее: через Омск, Новосибирск и далее через Барнаул в Пекин. В итоге, по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, было решено остановиться на первом варианте. Разница в длине, как выяснилось, составляет всего 290 км.
- Проектирование линии Москва - Казань уже началось, - рассказал глава минтранса. - Процесс идет. Технологически страна полностью готова. С финансовой же точки зрения, несмотря на кризис, этот масштабный проект все-таки было решено реализовать. До конца года мы должны определить юридическую и финансовую модель проекта, решить многие вопросы, связанные с уточнением прохождения трассы, ее коридорами, имущественно-правовыми и другими проблемами, которые могут возникнуть, и за время проектирования прийти к договоренности о подписании концессионного соглашения, чтобы начиная с 2017 года уже приступить к строительству.
Параллельно запущен и другой процесс: представители субъектов РФ и городов России, которые впоследствии будут связаны сетью высокоскоростного движения, подписали соглашение о вхождении в своеобразную ассоциацию. Так, на сегодня договорились о сотрудничестве власти таких городов, как Казань, Краснодар, Сочи, Нижний Новгород и Чебоксары. По словам экспертов, это важный этап: ведь жителей муниципалитетов, по которым пройдет ВСМ, еще необходимо убедить в необходимости этого проекта.
В декабре же 2015 года планируется выбрать производителей рельсов и вагонов для новых магистралей, а также исполнителей строительных работ. До этого (в III квартале года) "Евраз" планирует поставить строителям пробную партию рельсов для ВСМ в объеме полторы-две тысячи тонн. По словам вице-президента компании Ильи Широкоброда, в целом проект ВСМ потребует около 200 тыс. тонн рельсов. Участки же для укладки пробной партии пока обсуждаются. Естественно, есть смысл укладывать их на тех магистралях, где уже существует скоростное движение.