"Пиксели": смог ли Адам Сэндлер оживить мертвый жанр экранизаций игр

На этой неделе в отечественный прокат приходят "Пиксели", свежий представитель полузабытого ныне жанра экранизаций видеоигр. Жанр этот испытал расцвет и закат в течение короткого промежутка двухтысячных годов. Сделать киноверсию достойной оригинала так никому ни разу не удалось, и постепенно Голливуд оставил попытки. Но вот вдруг кому-то пришла в голову идея снова воскресить покойника, на сей раз - с помощью старинных цифровых забав и Адама Сэндлера.

Ни для кого не секрет, что Адам Сэндлер вот уже лет 20 отыгрывает одну и ту же роль. Его обычный герой - немного застенчивый, инфантильный, простоватый, но добродушный и милый парень. К незамысловатому образу обычно добавляется какой-нибудь выдающийся талант: быстро бегать ("Маменькин сыночек"), сильно лупить клюшкой ("Счастливчик Гилмор") или, к примеру, воевать с арабами ("Не шутите с Зоханом"). Допустим также второй вариант: вместо таланта на голову героя Сэндлера неожиданно сваливаются необычные обстоятельства. Это может быть громадное наследство ("Миллионер поневоле"), назначенный судом сумасшедший психиатр ("Управление гневом"), маленький ребенок ("Большой папа") и так далее.

В случае с "Пикселями" нам посчастливится наблюдать оба варианта за раз. Начало фильма переносит нас в далекие 80-е. Субтильный отрок, одаренный юный геймер Бреннер со своим пухлотелым другом Купером приезжает на чемпионат по видеоиграм. Там он знакомится со вторым одаренным юным геймером Ладлоу и в финале турнира по Donkey Kong проигрывает карлику по кличке "Огненный бластер". Все это действо запечатлевают телекамеры с тем, чтобы отправить кассету с записью в космос навстречу с внеземным разумом.

Прошли годы. Повзрослевший Бреннер стал Адамом Сэндлером, пухлотелый друг - президентом США, второй юный геймер - фанатом конспирологии, а карлик - звездой "Игры престолов". Тем временем инопланетяне, бороздя просторы космоса, наткнулись на тот самый видеоноситель, просмотрели его на своем видике и приняли увиденное за объявление войны. После того, как молодая Мадонна поставила человечеству жесткий ультиматум, на Землю устремились орды оживших фигурок из древних игр, обращая все сущее в пиксели. Естественно, справиться с чудовищной напастью и спасти мир оказываются способны только Бреннер сотоварищи.

Перенести на экран весь этот бред доверили заслуженному специалисту по мейнстримовым зрелищам Крису Коламбусу. Перед режиссером первых "Гарри Поттеров" встало сразу несколько непростых задач. Во-первых, не превратить очередную комедию с Адамом Сэндлером в очередную комедию с Адамом Сэндлером. Во-вторых, определиться с аудиторией: либо постараться угодить сообществу гиков-геймеров, либо сделать простое развлечение для широкого круга. Ну, и в-третьих, найти в сценарии хотя бы какую-нибудь внутреннюю логику и как можно убедительнее ее продемонстрировать.

С первым пунктом, допустим, справились. Сэндлер получил свой привычный сюжет с завоеванием сердца неприступной красотки, а его присутствие сократили посредством введения в повествование дополнительных персонажей, причем каждому выдали по отдельной любовной линии. Наиболее симпатичным, как нетрудно догадаться, получился "Огненный бластер" Питер Динклейдж. У него и харизма обратно пропорциональна росту, и пассий целых две, и обе они представлены неожиданными камео.

По второму пункту есть вопросы. Сценаристы явно намерились угнаться сразу за двумя зайцами. В "Пикселях", конечно, присутствует более или менее тонкий юмор вроде песни Spandau Ballet на индийском языке (более) и пародии на знаменитую сцену из "Цельнометаллической оболочки" (менее). Однако впечатление от них тут же портят топорные гэги в духе "Виртуальное существо писается от страха пикселями! Вот умора!"

Темы ностальгии по старым добрым видеоиграм и противопоставления их современной игровой индустрии - казалось бы, благодатная почва для полета фантазии. Именно на них должно было сделать упор. И они, конечно, всплывают то и дело, но упоминаются как-то вскользь, мимоходом, уступая место в центре внимания дорогим красивым спецэффектам.

Что же касается хоть какой-нибудь внутренней логики, то здесь она отсутствует напрочь. Данный факт даже чистосердечно признается главным героем незадолго до финальных титров. Как ни странно, это играет только на руку картине. Вредная голливудская привычка корчить серьезную мину при хорошей игре в "Дурака" пресечена на корню. Местные сценарные завихрения настолько поражают своей вопиющей нелепостью, что в голове возникает наглый вопрос-восклицание авторов: "Да, это полный идиотизм! И что?" И ничего. Возражать тут, по большому счету, абсолютно бессмысленно.

3.5