Уличным музыкантам выделят места для выступлений

Столичные парламентарии предлагают узаконить деятельность уличных музыкантов, введя для них патенты и определив точки, где они могут выступать.

С такой инициативой выступил глава комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. К нему, а также к муниципальным депутатам центральных районов столицы не раз обращались местные жители с просьбой обуздать поющих и играющих под окнами их домов артистов.

Противостояние жителей и музыкантов идет уже не первый год. "Для гуляющих по центру города уличные концерты развлечение, а для жителей близлежащих домов испытание на выносливость, - рассказывает глава муниципального собрания района Арбат Евгений Бабенко. - Артисты не учитывают, что тот же Старый Арбат - это не только прогулочная зона. Здесь живут люди, в том числе дети и старики, которым нужно отдыхать и днем. Ну а ночью, после трудового дня, поспать хочется всем. Тем не менее городской закон о тишине, по которому после 23.00 нельзя шуметь, нарушают сплошь и рядом".

На Старом Арбате концерты даются каждый летний вечер. Причем часто они затягиваются до 4 - 5 утра. И никакие пластиковые четырехкамерные стеклопакеты не спасают от грохота музыкальных установок.

Как пояснил "РГ" Евгений Герасимов, помимо Арбата в столице есть еще несколько проблемных точек, где местные жители чаще всего жалуются на отсутствие тишины и покоя. Это Никольская улица, Камергерский и Климентовский переулки. "Я предлагаю разработать для музыкантов патенты, - отмечает Герасимов. - Их стоимость не должна быть высокой. Например, в Берлине лицензия обходится музыкантам в 6,5 евро в месяц. Но в патенте должно быть прописано, где конкретно может работать музыкант, в какие дни и часы и с какой музыкальной аппаратурой. Насколько я знаю, в Праге, например, музыкант может играть на одном месте только 15 минут".

Вопрос музыкальной аппаратуры один из самых главных. "Мы категорически против использования артистами звукоусилителей, - говорит Бабенко. - По нашему мнению, можно использовать только аппаратуру ограниченной громкости, к которой музыканты могли бы подключать свои инструменты. Ведь шум, который издают усилители, приравнивается к звуку разорвавшегося снаряда".

Чтобы патентная система для музыкантов заработала, по мнению Герасимова, вовсе не обязательно создавать новые законы. "Это может быть закреплено постановлением или распоряжением столичного правительства", - отмечает он. Выдавать патенты могут как муниципалитеты, так и город через многофункциональные центры госуслуг. При этом вырученные от реализации патентов деньги должны пойти на благоустройство столицы.

Сами артисты тоже не против узаконивания своей деятельности. Уличный музыкант Сергей Садов, выступающий на Старом Арбате уже 10 лет, давно готов обзавестись документом, который разрешал бы ему работать спокойно. "Я за лицензию или патент, в котором написано: "Музыкант такой-то, точка такая-то". Это избавит меня от многих проблем, таких как захват излюбленного места другими артистами или жалобы местных жителей", - говорит музыкант. А конфликты между уличными артистами и впрямь имеют место быть: не так давно недалеко от Кремля подрались двойники Ленина и Сталина. Место не поделили!

Сегодня в столице насчитывается 500 уличных музыкантов. 80% из них играют в подземных переходах, расположенных под магистралями и ведущих к станциям метро. Любопытно, что скрипачам и гитаристам, исполняющим классические произведения, подают больше, чем людям, исполняющим русские народные песни под гармонь. На улице особой популярностью пользуются барабанщики.

Кстати

Патенты могут ввести не только для музыкантов, но и для уличных художников. Как пояснил "РГ" Евгений Герасимов, это прежде всего будет выгодно самим художникам. "Когда на руках у них будет патент, их уже никто не сможет обвинить в незаконной торговой деятельности, как это происходит сейчас", - уверен депутат. И так же, как музыкантов, никто не сможет согнать художника с закрепленного патентом места.