Только этим летом на федеральных дорогах произошло четыре крупные аварии с пассажирскими автобусами. В чем все-таки причина?
Евгений Дитрих: Анализ работы автотранспортных предприятий указывает на явную экономическую зависимость от числа рейсов и количества пассажиров. Системные требования, которые должны приводить к повышению уровня безопасности перевозки, нарушаются как работодателями, так и водителями.
В первую очередь это касается режима труда и отдыха: водитель идет на переработку, набирает часы, чтобы иметь более-менее приличный доход. А предприятие закрывает на это глаза, чтобы сэкономить на дополнительной штатной единице. Не все оснащают транспортные средства тахографами.
Даже после предписаний Ространснадзора. При этом максимальное наказание, которое мы можем применить к предприятию-нарушителю, - приостановка деятельности по решению суда. И практика показывает, что эта мера применяется крайне редко. Достаточно привести пример с предприятием в Омской области, чей автобус попал в ДТП в июне. За два года сотрудники Ространснадзора 5 раз обращались в суд с ходатайством о приостановлении работы предприятия, и каждый раз наказание ограничивалось штрафом по нижней границе ответственности.
И что, больше ничего сделать с недобросовестными перевозчиками не можете?
Евгений Дитрих: Понимая сложность ситуации, Ространснадзор не ограничивается прямыми полномочиями и проводит профилактическую работу.
Мы активно работаем с руководством региональных и муниципальных органов власти. Ведь маршруты, имеющие наибольшую социальную значимость, как правило, - регулярные городские и пригородные. А их чаще всего осуществляют предприятия, находящиеся в собственности региона или муниципалитета. Такие перевозчики считают себя "монополистами", выиграв конкурс, не всегда соблюдают требования.
В этих случаях мы будем настаивать на увольнении руководителей предприятий, допускающих неоднократные нарушения обеспечения безопасности перевозок пассажиров. И что может помешать руководителю муниципалитета или региона избавиться от нерадивого начальника подведомственного ему же предприятия? Что касается частного бизнеса, здесь мы будем добиваться расторжения договора на обслуживание маршрутной сети, что по сути означает остановку деятельности предприятия.
И кто будет возить людей?
Евгений Дитрих: Всегда можно найти выход. Либо альтернативный вид транспорта, либо возможность на короткий срок перекинуть на маршрут другого перевозчика, потом конкурсные процедуры проводятся заново.
В тех случаях, когда это невозможно, например, это единственное транспортное предприятие в городе, то выход - сменить руководство и проконтролировать обязательное выполнение всех правил перевозок. Главное, чтобы в конкурсных требованиях к перевозчикам было прописано, что к ним не было серьезных претензий со стороны Ространснадзора или ГИБДД.
Но проверять вы можете не чаще, чем раз в три года?
Евгений Дитрих: У нас есть полномочия по проведению постоянных рейдовых проверок по самым сложным направлениям.
Вы спросите, что это? В результате кропотливой аналитической работы, с учетом жалоб пассажиров и информации из СМИ, выбираются для проверки "узкие места": автовокзалы, автостанции, крупные пересадочные узлы, конкретные перевозчики или маршруты. При выявлении там серьезных нарушений инициируются полномасштабные внеплановые проверки.
Все это занимает много времени и сил, а аварии все равно продолжаются.
Евгений Дитрих: Основная наша задача - повышение качества предоставляемых транспортных услуг в России. Безопасность - важнейшая составляющая качества. И первое предложение уже есть.
Ространснадзору необходимо дать полномочия на прямой запрет работы предприятия на всех видах пассажирских перевозок автотранспортом независимо от формы собственности и характера работы. Я говорю обо всех видах не случайно: государству, как и пассажиру, должно быть все равно, как называется перевозка: регулярная, заказная, для собственных нужд.
Поэтому требования по обеспечению безопасности для жизни и здоровья пассажиров должны быть одинаковыми для всех и беспрекословно выполняться. Сейчас, как мы уже говорили, это обеспечивается подчас только через суд, занимает много времени, а предприятие продолжает оказывать услуги с нарушениями.
Еще считаем необходимым: в случае выявления нарушений в системообразующих предприятиях, остановка которых грозит региону сбоем налаженных коммуникаций, Ространснадзор должен иметь возможность применять такую меру, как дисквалификация руководства и инженерно-технического персонала, несущего ответственность за безопасность перевозок. То есть, по сути, отстранять руководство предприятия от работы с запретом на несколько лет занимать руководящие посты, что лишает их возможности перейти на работу в другую транспортную компанию.
У нас сейчас есть право дисквалификации, но только через суд. Не должно быть опасений, что мы будем "перегибать палку" и появится дополнительная административная нагрузка на бизнес. Возросшая ответственность за превышение должностных полномочий наших инспекторов и возможность опротестовать их решения в суде станут серьезным сдерживающим фактором. И только в случае угрозы жизни и здоровью граждан мы будем идти на крайние меры.
Мы понимаем, что сегодня не должен усиливаться административный пресс на бизнес. Но требования закона обязательны, чтобы не возникала угроза жизни и здоровью пассажиров. Недавно президентом подписан закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ". Сейчас уже ведется разработка сопутствующих нормативно-правовых документов, требования которых будут работать на снижение числа нарушений и повышение ответственности организаторов перевозок.
Фото: Официальный сайт федеральной службы по надзору в сфере транспорта / www.rostransnadzor.ru/rostransnadzor/leaders