Авторы документа считают, что принятие законопроекта позволит ограничить недобросовестную миграцию юрлиц между регионами. "Миграция налогоплательщиков является одним из факторов роста задолженности перед бюджетом, - говорится в пояснительной записке к документу. - При этом большую долю миграции занимает миграция в другой регион путем реорганизации в форме присоединения". Переезд организаций из субъекта в субъект является одним из способов ухода от уплаты налогов, камеральных и выездных налоговых проверок, затягивания сроков проверок для отсрочки взыскания недоимки или для того, чтобы скрыть свою причастность к схемам сокрытия налогов.
Законопроектом предлагается отнести наличие у юрлица недоимки по налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам, а также наличие решения о проведении выездной налоговой проверки к основаниям для отказа в регистрации. "В России получила распространение практика, при которой недобросовестные налогоплательщики с использованием таких же недобросовестных посредников реорганизуют компании для их перерегистрации в регионы наибольшего благоприятствования, в которых ликвидация может быть проведена в минимальные сроки при формальном проведении налоговых проверок", - рассказывает Олег Коннов, партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills. Количество подобных нарушений последнее время пошло на спад, но Интернет и сейчас пестрит объявлениями о перерегистрации без последствий.
Так как предложен документ вологодскими чиновниками, на их примере и рассмотрим схему ухода от налогов. "После присоединения московской компании к вологодской московская налоговая пересылает в Вологду карточки лицевых счетов с недоимками по месту нахождения правопреемника, соответственно, недоимщиком становится компания в Вологде, - поясняет Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП". - Московская компания с недоимкой прекращает свое существование и таким образом уходит и от проверки, и от уплаты налогов. Что касается вологодской, то с нее взять нечего". Официальных и законных препятствий для проведения этой схемы сегодня нет.
Однако эксперты считают неудачным предложенный в законопроекте механизм пресечения такого вида преступлений. Во-первых, этот способ ухода от налогов не может существовать без недобросовестных налоговых органов - с ними и надо бороться. Во-вторых, предложенный механизм ударит по добросовестным налогоплательщикам. "Он будет препятствовать проведению реорганизаций при наличии любой налоговой задолженности или в ходе проведения выездной налоговой проверки", - говорит Олег Коннов. При этом требование уплатить недоимку создает сложности именно для переезжающих компаний. "Недоимки, возникшие много лет назад, в отношении которых давно пропущены все сроки взыскания, могут сорвать совершение важных для компании корпоративных мероприятий, - отмечает Михаил Халецкий, юрист юридической фирмы "Некторов, Савельев и Партнеры". - С принятием закона налоговый орган сможет легко требовать погашения таких долгов под угрозой отказа в регистрационных действиях". При этом размер недоимки или факт ее оспаривания в законопроекте не прописан. "Компания может иметь недоимку в 1 рубль или, к примеру, оспаривать наличие недоимки. Отказ в регистрационных действиях в этих случаях представляется неразумным", - отмечает эксперт.
При этом в законодательстве уже есть нормы, препятствующие, к примеру, уходу от проверок. "Выездную налоговую проверку проводит тот налоговый орган, в котором компания стоит на налоговом учете на дату вынесения решения о назначении проверки, - напоминает Михаил Халецкий. - Это означает, что подача компанией заявления об изменении места нахождения или реорганизации после назначения проверки уже не имеет значения. Проверку будет проводить тот налоговый орган, который ее инициировал".
Изменение места нахождения во время проверки может затруднить осуществление налогового контроля - например, компания будет затягивать сроки представления документов, запрошенных налоговым органом, ссылаясь на переезд. "На практике налоговики уже нашли решение этой проблемы - если есть опасение, что переезд создаст трудности для проверки, компании, скорее всего, просто откажут в изменении места нахождения по формальному основанию, - отмечает Халецкий. - Оспаривание действий инспекции в суде займет от 3 до 6 месяцев, инспекция успеет провести все необходимые мероприятия налогового контроля". Так же инспекторы поступают и с компаниями, на которых числится недоимка. "Налоговая инспекция по новому месту нахождения отказывается "принимать" такую компанию, поскольку ее наличие на учете плохо скажется на показателях деятельности инспекции", - поясняет эксперт. "Если такой запрет появится на законодательном уровне, будет очень хорошо, - считает Кира Гин-Барисявичене. - Нерадивые налогоплательщики должны пользоваться альтернативным вариантом, который им предоставляет закон: не можете платить - проводите процедуру банкротства компании".
Кстати, в марте 2015 года был принят Федеральный закон N 67-ФЗ, который и так расширил основания для отказа в регистрации юридического лица при переезде в другой субъект РФ. Эти нововведения вступят в силу с 1 января 2016 года и как раз связаны с наличием у юридического лица недоимки по налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам, а также с наличием решения о проведении выездной налоговой проверки, напоминает Кира Гин-Барисявичене.