Таким образом, как считает, в частности, депутат Госдумы Вадим Соловьев, можно привлечь больше иностранных туристов, да и свои исконные традиции возродить и поддержать. Намерения, безусловно, благие, Москва действительно заинтересована в увеличении турпотока, и он с каждым годом только растет: если в 2010 году в столицу приехали чуть более 3 миллионов туристов, то в прошлом году - уже 5 миллионов. Но в кафе и рестораны, которых сегодня в Москве насчитывается более 7,5 тысячи, ходят не только приезжие. И рестораторы, как правило, формируют меню, исходя из спроса посетителей. "РГ" выясняла, как они относятся к подобному предложению.
- В столице сегодня достаточно заведений общепита с национальной русской кухней, - говорит глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. - Ценовая категория разная - есть недорогие пельменные, где можно за вполне демократичные цены отведать борща, каши, окрошки, те же пельмени. А есть более 10 ресторанов с высокими ценами и сложными блюдами - для гурманов. Но я считаю, что заставлять и обязывать бизнес не нужно. Наши рестораторы и так хорошо поддерживают отечественного товаропроизводителя: закупают продукты напрямую у фермеров, устраивают фестивали и недели русской кухни.
Солидарна с этим мнением и руководитель консалтинговой компании "Ресткон" Елена Перепелица: "Конечно, каждый предприниматель должен прежде всего работать на свою страну и продвигать патриотические идеи, но при этом не нужно забывать и про здравый смысл. Бизнес не нужно связывать по рукам и ногам какими-либо обязательствами, не относящимися к социально значимым. Человек, например, открывает ресторан греческой кухни и он обязан будет при этом на 50 процентов делать меню русским? По-моему, это абсурд! В Москве достаточно так называемых фьюжн-кафе и ресторанов, где в меню есть и суши, и пицца, и борщи. И там любой может найти блюдо по душе".
А вот в легендарном ресторане "Яръ" с почти 200-летней историей, завсегдатаями которого были Савва Морозов, Гиляровский, Чехов, Бальмонт, Куприн, Горький, Шаляпин и Распутин, идею русского меню очень даже поддерживают. "Наше меню на 85% состоит сегодня из русских блюд и на 15% - из импортных, - рассказывает управляющий Роман. - Потому что мы, с одной стороны, сохраняем традиции одного из первых в Москве национальных ресторанов, а с другой - ориентируемся на вкусы посетителей. А они выбирают именно русскую кухню. Потому что заморские улитки, устрицы, лобстеры и прочие деликатесы можно изредка пробовать, но каждый день русскому человеку хочется борща и картошки с селедочкой. К тому же русская кухня очень богата и разнообразна, поэтому мы воссоздаем старинные рецепты. И периодически их меняем. Например, в скором времени в меню будут блюда из таймырской рыбы, степных кроликов и кабанов и другие исконно русские деликатесы".
Кстати, как пояснили "РГ" в ресторане, для привлечения клиентов они пошли по пути снижения цен: с начала года снизили их в среднем на 30 процентов. Исключительно на русскую кухню едоков приходится зазывать?