До сих пор не удавалось найти ни одной зацепки, которая могла бы указать на место крушения Boeing 777, вылетевшего 8 марта 2014 года из Малайзии и бесследно пропавшего в районе Южно-Китайского моря. На его борту находились 239 человек, но ни тел погибших, ни личных вещей пассажиров, ни обломков самого лайнера или бортовых самописцев за целый год обнаружить не удалось. И вот теперь появилась надежда, что удастся распутать это загадочное дело.
Сотрудники бригады по уборке пляжа на острове Реюньон обнаружили облепленный ракушками обломок длиной около двух метров. Речь идет о части задней кромки крыла самолета - флапероне. Сейчас на месте работают французские жандармы и специалисты французского Бюро по расследованию авиакатастроф. Кроме того, Австралия и Малайзия направили на остров своих экспертов. Им предстоит выяснить, как возможные обломки самолета буквально "всплыли" в тысячах километрах от места его предполагаемого крушения. Их могло отнести к берегам Реюньона течением.
Рядом с фрагментом крыла был найден "закрытый маленький чемодан в очень плохом состоянии". Не исключено, что он принадлежал одному из пассажиров. "Чемодан был там накануне, но никто не обратил на него внимания", - рассказал сотрудник пляжа Джонни Бег. "Мы видим, что молния осталась прикрепленной к кусочку прочной ткани. Это очень странно", - цитирует Бега радиостанция France Info.
Правда, руководство "Малайзийских авиалиний", призывает не спешить с выводами. По словам министра транспорта Малайзии, принадлежность этих обломков пропавшему Boeing 777 еще предстоит установить. В ведомстве напомнили, что в этом районе уже терпели крушение пассажирские самолеты. Так, в 1987 году вблизи острова Маврикий разбился южноафриканский Boeing 747. Относительно недавно, в июне 2009 года, у Коморских островов упал йеменский A310. Впрочем, представители компании Boeing уже подтвердили, что фрагмент крыла принадлежит именно 777-й модели.
Большинство экспертов, опрошенных американским телеканалом CNN, склоняются к версии, что речь идет именно о фрагменте пропавшего малайзийского лайнера. При этом у них тоже есть некоторые сомнения. Например, найденная деталь самолета - белого цвета, в то время как флаперон Boeing 777 должен быть выкрашен в желтоватый оттенок. С другой стороны, на фрагменте крыла стоит печать, "совпадающая с той, что была внутри флаперона на 777". Наросты указывают на "паразитическую активность", что подтверждает долгое пребывание фрагмента в воде.
Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":
- Я полагаю, что это деталь крыла именно малайзийского Boeing 777, который исчез 8 марта прошлого года. Катастроф других Boeing 777 в этом районе не было. Кроме того, на детали закрылка - флапероне, есть идентификационный номер. По нему можно будет с большой долей вероятности сказать, что обломок принадлежит именно этому самолету.
Что здесь интересно? Район, где найден кусок крыла, находится более чем в 4 тысячах километрах от того места, где искали самолет. Это довольно большое расстояние. Сейчас наверняка будут смотреть "розу ветров" в Индийском океане. И все течения, которые там есть, тоже надо будет принимать во внимание, чтобы понять, откуда могла "приплыть" эта деталь крыла.
Так что не подводные поиски, а случайность может помочь разгадать загадку пропавшего рейса. Расходы на поиски Boeing 777 уже превысили 100 миллионов долларов. И пока - ни черных ящиков, никакой мало-мальской зацепки. Неизвестность породила десятки версий и откровенных спекуляций. Но ни одна не дала ответ на два главных вопроса: где самолет и что с ним произошло? Сама природа подсказывает, что нужно было, наверное, искать в другом месте.
Высказывалась версия, что Boeing 777 был угнан. Эта версия остается?
Сергей Мельниченко: Я думаю, да. Просто так ничего не случается. Кто-то должен был отключить радиосвязь. Кто-то должен был отключить приемоответчики, кто-то должен был отключить систему связи с землей ACARS. Это же не само по себе произошло, это намеренное действие человека. Это был злой умысел.
Можно сказать, что появился реальный шанс для разгадки тайны пропавшего малайзийского Boeing 777?
Сергей Мельниченко: Безусловно. Уже ясно: самолет погиб.
История мировых катастроф знает подобные случаи, чтобы год спустя что-то "приплывало"?
Сергей Мельниченко: Когда в 2009 году над Атлантикой разбился аэробус А330 Air France, то сначала в океане нашли плавающие детали самолета, которые состояли из композитов. А вот сами черные ящики подняли со дна только через 2 года. Но там специалисты хотя бы приблизительно знали регион поиска.
В истории известны с десяток случаев, когда не было обнаружено ни тел, ни обломков. Самый первый произошел в 1937 году, когда при попытке облететь земной шар пропал самолет пионера авиации Амелии Эрхарт. Ее искали сотни человек, обследовались колоссальные поверхности океана и островов. В 1991 году на одном из атоллов был обнаружен кусок алюминия. Заявлено, что он принадлежит самолету Эрхарт. Однако без серийного номера многие специалисты воспринимают это утверждение как голословное.
Один из последних - в мае 2003 года из международного аэропорта в Луанде был угнан "Боинг 727-223". Но на его борту не было пассажиров. Самолет без связи и диспетчерского разрешения вырулил на взлетно-посадочную полосу, взлетел и удалился в юго-западном направлении. Больше его никто не видел...