В российский прокат вышел фильм "Миссия невыполнима: Племя изгоев"

Обезвредив опасных террористов в эффектном эпизоде на самолете, пролетающим над Минском, агент секретного отряда "Миссия невыполнима" Итан Хант (Том Круз) получает важную информацию. Оказывается, преступная организация "Синдикат", состоящая из бывших шпионов всех разведок мира, не просто существует, но и вот-вот нанесет по миру решающий удар. Руководит "Синдикатом" Соломон Лейн (Шон Харрис) - образцовый злодей в хорошем костюме и ретро-очках.

Остановить его должен Хант вместе со своими коллегами. Однако у них возникают проблемы с легитимностью - в ходе сенатских слушаний директор ЦРУ (Алек Болдуин) демонстрирует собравшимся фотографии взорванного в предыдущей части Кремля и констатирует, что агенты стали опасны для окружающих. Персонажу Круза ничего не остается как выписывать себе из компьютерного гения Бенджи Данна (Саймон Пегг) и в дуэте с ним действовать на свой страх и риск. К проблемам героев добавляется постоянно маячащая перед глазами Ильза Фауст, барышня из британской МИ-6 (Ребекка Фергюсон), которая то ли выполняет задание боссов из Лондона, то ли работает на Лейна.

В 1996-м всех влюбила в себя первая "Миссия" - то был не столько очередной блокбастер, сколько перчатка, брошенная "бондиане". Джеймс Бонд в конце 90-х превратился в изнеженного денди в костюме, который надоел и самому себе, и зрителю. "Миссия" предложила альтернативу Бонду - энергичного американца, который при широком арсенале шпионских штучек умудряется оставаться похожим на человека. Отдельное обаяние "Миссии" придавала другая ее особенность - "бондиану" снимали безвестные ремесленники, тут в режиссерское кресло усадили классика Де Пальму. То есть это был авторский блокбастер.

С тех пор много воды утекло. "Бондиана" воскресла из пепла зрелищем брутальным и мускулистым. Авторского запала "Миссии" хватило всего на две части, режиссером которой стал Джон Ву.

К пятой части "Миссия", начинавшаяся как ответ бронзовому Джеймсу Бонду, сама забронзовела до рези в глазах

Впрочем, начиная со второй половины нулевых годов режиссеры всех фильмов с Томом Крузом оказывают не так много влияния на результат. Вот уже много лет Круз является одновременно продюсером своих картин с правом решающего слова. Тот факт, что "Племя изгоев" поставил Кристофер Маккуорри - карманный автор Круза, сделавший пару лет назад "Джека Ричера", весьма красноречив. Прочь иллюзии: за все достоинства и провалы пятой "Миссии" большая часть ответственности лежит на Крузе.

Достоинств хватает. Несмотря на ходульный сюжет, в котором прописать мотивировки героям никто не потрудился, пятая "Миссия" работает как идеальный летний блокбастер. Да, диалоги здесь безобразные; да, два часа, пожалуй, слишком много. Но как минимум два фрагмента стоят того, чтобы записать этот фильм в удачи. Первый - это сцена погони на мотоциклах, возвращающая зрителя в эпоху блокбастеров, игнорирующих законы физики. Второй - эпизод с Крузом, пытающимся задержать дыхание под водой на четыре минуты, при этом не забыв обезвредить хитрый механизм. Экшен тут вообще затейливый, и в противовес многим другим боевикам современности, показан без надоевшего мельтешения камеры.

Другое дело, что к пятой части "Миссия", начинавшаяся как ответ бронзовому Бонду, сама забронзовела до рези в глазах. И дело даже не в том, что теперь "Миссия" воспроизводит ироничные штампы "бондианы" один в один - сцена гибели главного злодея, например, обставлена абсолютно в декорациях старых фильмов о Бонде. Помимо всей этой дежурной цитатной самоиронии в "Миссии" появилось и назойливое самолюбование. Зрителям придется смириться с тем, что это кино - сеанс нарциссизма имени Тома Круза, последнего титана закончившейся эпохи "больших звезд". В свои 53 года он пребывает в великолепной форме и требует, чтобы камера эту форму постоянно демонстрировала.

В Голливуде известным поводом для ядовитых шуток стала творческая манера режиссера Майкла Бэя, который с подростковым задором при каждом удобном случае опускает камеру ниже спины очередной юной актрисе "Трансформеров". Еще немного, и схожим образом начнут издеваться над самовлюбленностью Круза, который в 2015-м удерживается буквально в миллиметре от того, чтобы не превратиться в самовлюбленную пародию на самого себя.