Остановить его должен Хант вместе со своими коллегами. Однако у них возникают проблемы с легитимностью - в ходе сенатских слушаний директор ЦРУ (Алек Болдуин) демонстрирует собравшимся фотографии взорванного в предыдущей части Кремля и констатирует, что агенты стали опасны для окружающих. Персонажу Круза ничего не остается как выписывать себе из компьютерного гения Бенджи Данна (Саймон Пегг) и в дуэте с ним действовать на свой страх и риск. К проблемам героев добавляется постоянно маячащая перед глазами Ильза Фауст, барышня из британской МИ-6 (Ребекка Фергюсон), которая то ли выполняет задание боссов из Лондона, то ли работает на Лейна.
В 1996-м всех влюбила в себя первая "Миссия" - то был не столько очередной блокбастер, сколько перчатка, брошенная "бондиане". Джеймс Бонд в конце 90-х превратился в изнеженного денди в костюме, который надоел и самому себе, и зрителю. "Миссия" предложила альтернативу Бонду - энергичного американца, который при широком арсенале шпионских штучек умудряется оставаться похожим на человека. Отдельное обаяние "Миссии" придавала другая ее особенность - "бондиану" снимали безвестные ремесленники, тут в режиссерское кресло усадили классика Де Пальму. То есть это был авторский блокбастер.
С тех пор много воды утекло. "Бондиана" воскресла из пепла зрелищем брутальным и мускулистым. Авторского запала "Миссии" хватило всего на две части, режиссером которой стал Джон Ву.
Впрочем, начиная со второй половины нулевых годов режиссеры всех фильмов с Томом Крузом оказывают не так много влияния на результат. Вот уже много лет Круз является одновременно продюсером своих картин с правом решающего слова. Тот факт, что "Племя изгоев" поставил Кристофер Маккуорри - карманный автор Круза, сделавший пару лет назад "Джека Ричера", весьма красноречив. Прочь иллюзии: за все достоинства и провалы пятой "Миссии" большая часть ответственности лежит на Крузе.
Достоинств хватает. Несмотря на ходульный сюжет, в котором прописать мотивировки героям никто не потрудился, пятая "Миссия" работает как идеальный летний блокбастер. Да, диалоги здесь безобразные; да, два часа, пожалуй, слишком много. Но как минимум два фрагмента стоят того, чтобы записать этот фильм в удачи. Первый - это сцена погони на мотоциклах, возвращающая зрителя в эпоху блокбастеров, игнорирующих законы физики. Второй - эпизод с Крузом, пытающимся задержать дыхание под водой на четыре минуты, при этом не забыв обезвредить хитрый механизм. Экшен тут вообще затейливый, и в противовес многим другим боевикам современности, показан без надоевшего мельтешения камеры.
Другое дело, что к пятой части "Миссия", начинавшаяся как ответ бронзовому Бонду, сама забронзовела до рези в глазах. И дело даже не в том, что теперь "Миссия" воспроизводит ироничные штампы "бондианы" один в один - сцена гибели главного злодея, например, обставлена абсолютно в декорациях старых фильмов о Бонде. Помимо всей этой дежурной цитатной самоиронии в "Миссии" появилось и назойливое самолюбование. Зрителям придется смириться с тем, что это кино - сеанс нарциссизма имени Тома Круза, последнего титана закончившейся эпохи "больших звезд". В свои 53 года он пребывает в великолепной форме и требует, чтобы камера эту форму постоянно демонстрировала.
В Голливуде известным поводом для ядовитых шуток стала творческая манера режиссера Майкла Бэя, который с подростковым задором при каждом удобном случае опускает камеру ниже спины очередной юной актрисе "Трансформеров". Еще немного, и схожим образом начнут издеваться над самовлюбленностью Круза, который в 2015-м удерживается буквально в миллиметре от того, чтобы не превратиться в самовлюбленную пародию на самого себя.