Нефтяники предупредили о дефиците бензина в 2017 году
В определенном смысле дефицит бензина есть уже сегодня, правда, он совсем небольшой, и рынок вполне спокойно с ним сосуществует, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.
"В то же время российского бензина почти хватает для внутреннего использования", - подчеркивает эксперт.
И вот в этом "почти" и кроется главная проблема. При существующей динамике курса рубля бензин в Европе становится все дороже. И нашим компаниям, соответственно, все более выгодно продавать его за кордон, чем собственным АЗС. Особенно при том варианте налогового маневра, который сейчас работает.
Напомним, нефтяники считают, что в результате налогового маневра (снижение экспортной пошлины и акцизов на нефть в 1,7 раза и на нефтепродукты в 5 раз с одновременным повышением налога на добычу нефти в 1,7 раза и газового конденсата в 6,5 раза. - "РГ") многие НПЗ снизили доходность. А значит, не смогут вовремя провести модернизацию и выпускать качественное топливо в необходимых объемах. А это, в свою очередь, приведет к росту цен на топливо. Которое, кстати говоря, в России дорожает гораздо медленнее, чем за рубежом. Если взять 2015 год, например, то бензин подешевел только на Мальте (95-й) - на 4,9 процента. Во всех остальных странах - дружный подъем.
Причины роста понятны, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. "В цене нашего бензина стоимость нефти составляет около 7 процентов. А дорожает он потому, что практически нет факторов, которые могли бы снизить цену. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает около 60 процентов", - перечислил он основные моменты.
Тем не менее, считает эксперт, рост цен на бензин не выйдет за рамки официальной инфляции. "Более того, я думаю, что он будет меньше. За 2015 год стоит ожидать роста розничных цен в пределах 3 и чуть больше процентов", - резюмировал он.
"Конечно, административными методами можно заставить наши компании не экспортировать бензин, оставляя его на внутреннем рынке и сдерживая рост цен и дефицит. Однако привлекательность нашего внутреннего рынка снижается из-за ослабления рубля, поэтому экспорт топлива будет только расти", - продолжает Рустам Танкаев.
При этом снижение таможенной пошлины на бензин выглядит немного нелогично, так как при такой динамике курса рубля экспортировать топливо становится все более выгодно, считает он. Особенно в той ситуации, когда внутренний рынок надо, наоборот, поддерживать.
А вот запасти топливо впрок не удастся, обрушивает мечты эксперт, образно сравнив эту идею со складированием продуктов. "Накопить бензин - это все равно, что купить 50 килограммов сосисок. Хоть в глубокую заморозку их засунь, они за несколько лет все равно испортятся. То же самое и с топливом. Надо понимать, что 92-й и 95-й бензины нестабильны и при длительном хранении теряют октановое число. И какой тогда будет прок от топлива, залив которое в машину, вы рискуете погубить мотор?" - спрашивает он.