Удовольствие выбраться в отпуск с Чукотки или Камчатки - очень дорогое. В расчете на работника на Сахалине расходы составляют 100 тыс. руб., в Магаданской и Амурской областях - 200 тыс., а на Чукотке и в Приморье доходят до 600 тыс. "Мы имеем массу обращений предпринимателей, они не выдерживают такой нагрузки, растет себестоимость их товаров и услуг", - констатируют в минэкономразвития.
Как помочь? В минэкономразвития предложили установить фиксированную компенсацию. В минтруде не согласны: стоимость билетов из разных регионов сильно различается, а смысл льготы в том, чтобы люди могли выехать к морю вне зависимости от того, где живут и сколько это стоит. Еще одна идея - оплачивать стоимость проезда в плацкарте. Мол, сумму "сверх", если нужен комфорт, работник доплатит сам. Правда, та же Камчатка вообще не "железнодорожный" регион, оттуда можно выбраться только по воздуху.
Позиции сторон различаются в корне: "экономисты" настаивают, что всевозможные преференции и льготы для северян - это "рудимент" советских времен. У "социальщиков" свои резоны : если нам нужно развивать северные территории, значит, нужно поддерживать и малый бизнес, но не за счет перекладывания его расходов на работников. В минтруде предлагают вывести расходы на оплату проезда из-под налогообложения. По этому пути идут правительства других "северных" государств, например, Канады. Но тут уже возражает минфин. К консенсусу прийти пока не удается. Но вот что удивительно: никто не задался простым вопросом - почему проезд так дорог? На Камчатку, к примеру, зимой можно улететь всего за 13 тысяч руб, а к лету тарифы вырастают в 5-6 раз. Почему государству не вмешаться? Вряд ли авиакомпании стали бы так задирать цены, если бы не активный спрос на билеты в период отпусков. Но спрос поддерживается искусственно: тем, что пока стоимость билетов компенсируется вне зависимости от суммы. Может, к следующему обсуждению стоило бы привлечь и представителей министерства транспорта?