Сегодня каждый третий заключенный гражданский брак у нас в стране распадается. Но понятие "церковный брак" воспринимается как повышенный знак надежности. Реальность и здесь может преподносить самые разные сюрпризы, но все-таки церковный брак - прошедший через Таинство венчания - предполагает куда более серьезное отношение к брачному союзу. И венчаться и развестись в церковном браке гораздо труднее.
Проект документа "О церковном браке" содержит в себе много интересных и важных разъяснений. Одно из таких важных разъяснений связано с тем, что многие ревнители благочестия "не по разуму" обзывают "блудом" не венчанные, но законные - по гражданскому законодательству - браки. Супругам, прожившим десятки лет в таком браке, чуть ли не объявляют, что они "как блудники" не имеют право причащаться. Проект уточняет, что такой брак не считается "греховным сожительством", а супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах. Хотя такие семьи достойны "особого попечения", и им надо разъяснить все о должном браке.
Так называемый гражданский брак без регистрации в ЗАГСе, долго считавшийся модным среди молодежи, не благословляется венчанием. "Нерасписанных" венчают только в очень особенных случаях - каких, уточняется в документе.
Венчаться с нехристианами нельзя. С христианами других конфессий - католиками, протестантами, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин) венчание возможно при условии, если брак будет благословлен в православной церкви, а дети будут воспитываться в православной вере.
Еще из Послания апостола Павла известно, что разорять уже сложившийся брак с человеком другой веры нельзя. "Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его", - писал апостол Павел. К лицам, находящимся в таком браке, проявляется "пастырское снисхождение".
Церковный брак труднее расторгнуть, чем светский. Для этого нужны весьма веские основания. Такие, как "отпадение одного из супругов от православия", "прелюбодеяние одного из супругов", "злонамеренное оставление одного супруга другим", "заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией". Поводом для развода может стать совершение женой аборта при несогласии мужа или, наоборот, принуждение жены к искусственному прерыванию беременности.
Решение о разводе принимает епархиальный архиерей. Он же выдает свидетельство о признании церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчания во втором и третьем браке. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака, отмечают авторы документа, "не отменяет" для церковной власти необходимости "самостоятельного суждения и собственного решения" о случившемся - по Священному писанию и церковным канонам.
- На мой взгляд, сегодня самое важное - это не регламентация, по каким причинам можно, а по каким нельзя венчаться или разводиться, - комментирует проект для "РГ" член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец. - Мы же живем не в условиях царской России, когда решение Церкви о браке влекло очень серьезные правовые последствия, связанные и с наследством, и со статусом детей, и со статусом разводящихся. Сейчас такие последствия не наступают. Поэтому куда важнее сегодня попробовать изменить современный тренд на превращение брака во временное сожительство.
Самая важная проблема сегодня, по мнению Сергея Кравца, психологическая неготовность к браку людей, особенно молодых и вступающих в него первый раз. "Опросы показывают, что процент разводов по этой причине выше, чем по причине алкоголизма или насилия в семье. Браки, которые распадаются в первые годы (а таких стало очень много) разрушаются из-за неготовности к браку. Эта неготовность усиливает легкомысленное отношение к браку - люди не расценивают его как союз, заключаемый до конца жизни или на многие годы. Это брак на пробу: вот, попробуем так".
Укрепляется представление о браке как о том, что можно много раз поменять. "Уж не говорю о том, что решения о браке принимаются сегодня и из соображений комфорта и удобств, связанных с ним. Все чаще - раньше этого не было - причиной расторжения браков называют выявление меркантильных намерений в браке у одного из супругов. Брак, один из традиционных институтов, дающих человеку наибольшую устойчивость, попал под угрозу. И причина в нас самих. И прежде всего в главенстве психологии комфорта и потребления".
Брак в таких случаях становится одним из признаков потребления. Девушки очень хотят выйти замуж из соображений престижа, мальчики ждут от брака изменений бытовых условий жизни, а кончается все тяжело, считает Сергей Кравец.
Церковный же брак требует подготовки. "Если нам удастся добиться перед венчанием реальной внутренней подготовки к этому таинству, если священник сможет серьезно поговорить об этом, это будет очень важным делом", - подчеркивает наш собеседник. Он считает, что надо сосредоточить внимание на долговременной настоящей психологической подготовке к браку.
Чтобы быть счастливым в семейной жизни, надо следить за тем, что мы говорим и делаем, считает Папа Римский Франциск. "Используйте в общении фразы "Могу ли я?", "Спасибо" и "Извини". Это ключ к созданию крепкой семьи. Эти простые слова легко произнести, но сложно научиться постоянно использовать. Но когда вы игнорируете их, отсутствие этих фраз может пошатнуть основы вашей семьи, что может привести к ее распаду. Когда эти слова ... произносятся не формально, а искренне, от всего сердца, в семье воцаряется любовь, они укрепляют семейную жизнь".