В России сейчас действует более 220 тысяч некоммерческих организаций, общая сфера внимания которых огромна - от образовательных проектов до помощи тяжелобольным. Обобщенно все это называется "третий сектор" (первый - госорганизации, второй - бизнес). В отличие от первых двух третий сектор может существовать и развиваться исключительно за счет пожертвований и грантов. И здесь НКО поддерживают не только частные лица и компании, но и государство.
Практика президентских грантов для НКО была введена в 2006 году, и с тех пор их общая сумма постоянно растет. В этом году на эти цели из бюджета было выделено 4,228 млрд рублей. Распределением грантов занимаются организации-операторы - они принимают заявки и на конкурсной основе выбирают из их числа самых достойных. Сейчас стартует уже второй конкурс этого года - его итоги будут подведены в конце октября.
Государственные гранты должны идти только тем организациям, в работе которых действительно нуждаются граждане. Как говорил президент Владимир Путин на встрече с членами Общественной палаты, "нужны четкие критерии, по которым можно выделить наиболее востребованные в обществе направления их (НКО) деятельности". Тогда Путин привел в пример проект Общественной палаты "Перспектива". "Его цель - определение лидеров НКО, занимающихся в регионах конкретными, полезными для общества делами и завоевавшими авторитет среди граждан. Считаю такой подход очень своевременным, ведь при активном гражданском и социальном участии не только решаются многие наболевшие проблемы, но и укрепляется патриотический дух, продвигаются наши общенациональные ценности. И такая позиция, такое отношение к жизни, к своей стране должны всемерно поощряться обществом", - сказал глава государства.
Важная составляющая работы НКО - информационная открытость. Граждане вправе знать, какие НКО чем занимаются и как работают на практике их проекты. "Такая информация - большой задел на будущее, основа для дальнейшего успешного развития "третьего сектора", который на равных способен работать вместе с малым бизнесом, с муниципальными учреждениями, причем по самым разным социальным направлениям", - заявил на встрече с общественниками Владимир Путин.
Для многих НКО обеспечение их независимости от учредителей и спонсоров является залогом приобретения, сохранения и укрепления доверия со стороны как спонсоров организации, так и лиц, которым некоммерческая организация оказывает услуги. К примеру, некоммерческая организация, являющаяся средством массовой информации, заинтересована в том, чтобы распространяемая ею информация была объективной и непредвзятой; в противном случае организация рискует потерять доверие своей аудитории, а ее сотрудники - уважение коллег.
В свою очередь, религиозная некоммерческая организация, занимающаяся благотворительностью, заинтересована в том, чтобы ее деятельность не сопровождалась пропагандой религиозных воззрений ее учредителей и спонсоров. Подобные задачи также помогают решить гранты.
Сам же "третий сектор" в нашей стране еще находится в стадии развития - социологи и экономисты оценивают его в 10-15 процентов от общего числа созданных объединений и юридических лиц.