Дирижеры - штучный товар, однако стабильно растущий конкурсный охват внушает оптимизм: в этом году на премию претендовали 65 человек из 31 страны, из восьми счастливцев жюри выбрало финальную тройку. Задача омоложения процесса видна на всех этапах. Возраст претендентов от 21 до 35 лет, в программе обязательно должно быть написанное во второй половине ХХ века произведение - так в музыкальный оборот вводятся сразу и новые маэстро, и редко исполняемые сочинения. Судит процесс безупречно авторитетное жюри со множеством громких имен, сейчас его почетным президентом стал Пласидо Доминго, а председателем шеф двух оркестров Деннис Рассел Дэвис, участвовали также звездное сопрано Ангела Деноке и живой классик композитор Марк-Андре Дальбави, а также практики-интенданты музыкальных фестивалей, в чьих руках будут дальнейшие карьеры конкурсантов. Среди этих кардиналов пропагандист исполнения современной музыки, многолетний "вентилятор Зальцбурга" и просто умница Маркус Хинтерхойзер. Сейчас он возглавляет Венский фестиваль, но в 2017 году Хинтерхойзер возвращается в Зальцбург и обещает сразу же представить крупный связанный с Россией проект.
Он, к слову, болел за всех троих претендентов. Базовые черты конкурса, возраст участников и обязательное исполнение новых сочинений, организаторы веско дополнили гением места - все три концерта лауреатов проходили в прекрасном по акустике Большом Университетском зале. Со всеми тремя пели сочинения Моцарта такие же юные участники программы молодых певцов Зальцбурга. Да и атмосфера была не просто благожелательная, а теплая, без тени снобизма, аплодировали порой даже больше, чем молодые дарования действительно заслужили - авансом, так сказать. К перспективным новобранцам дружески относился даже опытный оркестр, повидавший много дирижеров знаменитый Камерата Зальцбург.
Литовка Гедре Шлеките (Балтия известна девушками-дирижерами) и похожий на юного Женю Кисина чех Иржи Рожен вдохновили храбростью и обаянием - попробуйте дирижировать диссонансными опусами со "взрослым" оркестром. Но очевидным победителем стал швейцарец Лоренцо Виотти. Взъерошенный астеник с питательной для академической музыки итальянской кровью и наследственный музыкант представил кроме прочего элегантного Чимарозу и полную энергии Вторую симфонию Шуберта. Так что вручавшие ему приз Питер Брабек-Летман и маэстро Рассел Дэвис были к юному маэстро уважительны. Само собой, и гордились: их усилиями свежая струя в академической музыке проходит высокую проверку качества и становится постоянной. Через год Лоренцо Виотти запишет в Зальцбурге диск с симфоническим оркестром Венского радио. Но уже до того, как и его предшественники-победители прошлых лет, получит заманчивые предложения от уважаемых оркестров мира.