Сначала немного цифр. Как сообщил информационным агентствам эксперт минфина Александр Сакович, новый размер пошлины получен на основе данных о ценах на "черное золото".
Средняя стоимость барреля с 15 июля по 14 августа составила 51,09304 доллара, или 373 доллара за тонну.
Хватит ли денег? "Снижение экспортной пошлины на пополнение бюджета не должно серьезно повлиять. Экспортная выручка приходит в страну в валюте, а в бюджет попадает уже ее рублевый эквивалент. Придет меньше валюты, но по более высокому курсу ", - объяснил президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль.
А вот цены в рознице могут подрасти. "В связи со снижением пошлины можно ожидать резкого увеличения объема экспортных поставок нефти. И главный негативный момент - увеличивается цена нефти внутри страны. Меньше нефти внутри страны - меньше бензина. В итоге на АЗС топливо будет дорожать гораздо более быстрыми темпами, чем сейчас. А это уже во многом социальный вопрос, так как в стоимости продуктов на прилавке именно стоимость доставки и бензина составляет весьма большую долю", - считает Геннадий Шмаль.
Вместо налогового маневра, подчеркивает он, стоит задуматься о том, чтобы работать по налогу на финансовый результат. "Это признанная мировая практика. И что законопроект о введении этого налога совсем недавно внесен в Госдуму, является позитивным фактом", - заметил эксперт.
Такая схема уже не один раз доказала свою жизнеспособность, считает собеседник "РГ". "Возьмем систему налогообложения в США. Скважины, которые дают 500 - 600 литров в день, считаются прибыльными и рентабельными, а у нас она должна выдавать на-гора тонны", - приводит он один из примеров.
Есть и другие: в Норвегии действует общая ставка в 51 процент, из которых налог на прибыль составляет 27 процентов. В Великобритании ставка 32 процента, из которых налог на прибыль 30 процентов. В Австралии ставка 40 процентов, включающая в себя 30-процентный налог на прибыль. "В среднем налог получается около 28 - 30 процентов. При этом в России больше 60 процентов при существующей системе налогообложения", - делает вывод Геннадий Шмаль.
По предварительным оценкам, экспортная пошлина на российскую нефть с 1 сентября 2015 года составит 109,2 доллара за тонну.
Льготная ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения останется без изменений. Из-за изменения расчета ставки пошлины в связи с налоговым маневром она была обнулена с 1 февраля. И останется таковой до тех пор, пока средняя цена "черного золота" будет ниже 65 долларов. Нулевой будет и пошлина на сжиженный углеводородный газ.
Вместе с тем экспортная пошлина на сверхвязкую нефть также с 1 сентября снизится до 13,7 доллара с 17 долларов за тонну. Пошлина на прямогонный бензин уменьшится до 92,8 доллара за тонну, на автомобильный (товарный) бензин до 85,1 доллара за тонну, на другие светлые нефтепродукты, а также смазочные масла до 52,4 доллара за тонну, на темные нефтепродукты без масел и кокса до 82,9 доллара, пошлина на кокс до 7 долларов.
Нефть сорта WTI тем временем продолжает дешеветь, тестируя минимальные значения за последние 6 лет. Причиной являются опасения, что поставки "черного золота" на мировой рынок будут превышать спрос. Действительно, их уровень сегодня более чем на 90 миллионов баррелей выше среднего показателя для этого времени года за последние пять лет. При этом Иран оценивает текущий избыток нефти на рынке в 3 миллиона баррелей в сутки, а министр энергетики Алжира Салах Хебри заявил, что ОПЕК не сможет остановить падение цен на нефть собственными силами.
В результате вчера октябрьские фьючерсы на нефть сорта Brent на лондонской бирже ICE немного дешевели и не превышали 49 долларов за баррель.
А сентябрьский WTI на электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) подешевел на десятые доли процента, приблизившись вплотную к отметке 41 доллар за бочку